ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В соответствии со Стандартом основного общего образования по обществознанию учащиеся должны получать опыт познавательной и практической деятельности - получать социальную информацию из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации, оценивать явления и события, происходящие в социальной жизни, участвовать в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни и др.
Дискуссионный клуб как нельзя лучше помогает в решении этих задач.
Дискуссия – одна из форм внеурочной деятельности, в которой отражены обучающие, развивающие, воспитательные, коммуникативные аспекты.
Работа кружка «Искусство дискуссии» направлена на формирование и развитие у школьников критического мышления, навыков цивилизованной дискуссии, в том числе: терпимости и уважения к различным взглядам; способности концентрироваться на сути проблемы; организаторского искусства; умения работать в команде; способности отстаивать различные идеи и убеждения; выступления в роли лидера.
Дискуссия развивает в молодых людях навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере деятельности.
Программа кружка «Искусство дискуссии» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Стандарта основного общего образования, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной и средней школы. Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов.
Целями и задачами кружка являются:
1. Ознакомиться с основными формами и законами правильного мышления.
2. Развить навыки в создании правильной системы доказательства и умения опровержения, критического мышления.
3. Овладение навыками искусства спора, ведение дискуссий, дебатов.
4. Развить способности концентрироваться на сути проблемы; отстаивать различные идеи и убеждения, терпимо и уважительно относиться к различным взглядам.
5. Развитие абстрактного мышления.
На работу кружка «Искусство дискуссии» выделен 1 час, что составляет 35 часов в год.
Программа работы кружка включает в себя следующие формы работы: тренировочные игры; проведение мастерских; «мозговой штурм»; анализ новых тем в поисках аргументов; работу с источниками информации: книгами, журналами, газетами, Интернетом; практику в области риторики, импровизационной речи, актерском исполнении отрывков произведений.
В ходе работы ребята должны овладеть следующими умениями и навыками:
- использовать различные средства массовой информации и анализировать ее;
- использовать критическое мышление для построения аргументации;
- видеть логические связи между абстрактными идеями и событиями реального мира;
- организовывать наработанный материал; правильно строить речь;
- вести записи;
- опровергать аргумент оппонента; приводить поддержку и доказательства к выдвинутому аргументу;
- умение определить и вычленить проблему;
- умение делать выводы и заключения;
- умения эффективно решать проблемы;
- умения оценивать доказательства, собственный мыслительный процесс;
- умение работать в команде.
Календарно - тематическое планирование
Дата |
№ п/п |
Тема занятия |
Формы контроля |
|
1. |
Работа кружка «Искусство дискуссии». |
|
|
2. |
Что такое Дискуссия. |
|
|
3. |
Работа дискуссионного клуба: суть и основные элементы. |
|
|
4. |
Работа дискуссионного клуба: регламент и правила. |
|
|
5. |
Формулировка и анализ темы. |
Формулировка тем |
|
6. |
Разработка аргументов. |
Составление аргументов |
|
7. |
Исследование и поддержка аргументов. Аргументация и дискуссия. |
Составление аргументов |
|
8. |
Дискуссионный клуб. |
Выступление на заседании клуба |
|
9 |
Общие понятия об умозаключениях. Классификация умозаключений. |
|
|
10. |
Разработка аргументов. |
Составление аргументов |
|
11. |
Возможные ошибки в доказательстве. |
|
|
12. |
Стратегии отрицания. Опровержение и отрицание. |
|
|
13. |
Исследование и поддержка аргументов. |
Составление аргументов |
|
14. |
Дискуссионный клуб. |
Выступление на заседании клуба |
|
15. |
Рассуждение: типы рассуждений. |
схема |
|
16. |
Перекрестные вопросы во время дискуссии. |
Составление вопросов |
|
17. |
Формулировка новой темы |
|
|
18. |
Стиль устного выступления. |
Подготовка выступления |
|
19. |
Стиль устного выступления. |
выступление |
|
20. |
Практикум по доказательству: «Написание реприз». |
|
|
21. |
Практикум: «Работа с библиотекой». |
|
|
22. |
Составление аргументов утверждения по теме. |
Составление аргументов |
|
23. |
Составление аргументов утверждения по теме. |
|
|
24. |
Составление аргументов отрицания по теме |
|
|
25. |
Составление аргументов отрицания по теме. |
|
|
26. |
Дискуссионный клуб |
Выступление на заседании клуба |
|
27. |
Формулировка новой темы. |
|
|
28. |
Составление аргументов отрицания по теме |
Составление аргументов |
|
29. |
Составление аргументов отрицания по теме |
|
|
30. |
Общие понятия об умозаключениях. Классификация умозаключений. |
таблица |
|
31. |
Упражнение «Мозговой штурм». |
|
|
32. |
Дискуссионный клуб. |
Выступление на заседании клуба |
|
33. |
Стиль устного выступления. |
Выступление на заседании клуба |
|
34. |
Перекрестные вопросы во время дискуссии. |
|
|
35. |
Дискуссия «Искусство дискуссии искусство?» |
Выступление на заседании клуба |
Обязательные элементы дискуссии:
Работа с определениями: в начале дискуссии стороны обязательно должны договориться о предмете спора, т. е. определить поле игры. Например, в теме «Вредные привычки подростков должны быть ограничены» придётся определять слова: вредные привычки, подростки, должны быть, ограничены. Как правило, если требуется, то можно оговорить временной период, в рамках которого рассматривается тема, и место (отдельное государство, или группа стран, или все страны).
Критерий - это цель, которую участники дебатов хотели бы достичь, предлагая пути достижения, или ценность, которую. хотят сохранить или сформировать в обществе. Критериями могут быть: права человека, ценность человеческой жизни, безопасность общества и т.д.
Определение актуальности темы осуществляется через указание разных точек зрения на рассматриваемую проблему в обществе.
Работа с вопросами учащиеся знакомятся с разными типами вопросов, учатся их формулировать, а также сами отвечают на вопросы оппонентов. Для этого предусмотрены специальные раунды вопросов.
Опровержение позиции оппонентовможет достигаться приведением фактов или статистики, ставящей под сомнение утверждение оппонентов, а также анализом соответствия аргументов выдвинутому критерию.
Выстраивание собственной позиции базируется на формулировании аргументов по степени важности для доказательства своей линии в дискуссии. Подтверждение своей позиции фактами, статистикой, цитатами известных людей.
Кодекс чести члена дискуссионного клуба.
РАЗДЕЛ I
1. Дискуссии должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость - это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.
2. Дискуссии должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.
Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
3. Дискуссии никогда не должны способствовать использованию двойных стандартов.
4. Дискуссии должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.
5. Признавая важность анализа текущих проблем, что может привести к политической дискуссии, дискуссии не должны использоваться как средства пропаганды.
РАЗДЕЛ II
1. Дискуссии должны управляться некоторыми этическими нормами, касающимися членов клуба и организаторов мероприятий, связанных с дебатами.
2. Все стороны, упомянутые выше, должны действовать в соответствии с такими основными принципами, как уважение к другим, искренность, честная игра и культурный обмен идеями.
Нормы для членов клуба
- при обсуждении сторон необходимо воздержаться от личных нападок на своих оппонентов
- дебатёры должны спорить в дружественной манере, язык и жесты должны отражать их уважение к другим
- дебатёры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию, никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения.
- необходимо внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать всё, чтобы не искажать их слова во время дебатов
Мастерские эксперта:
Мастерская «Построение кейса».
Члены клуба знакомятся с понятием "кейс", т.е. чемодан, в котором аккуратно разложены аргументы, учатся, как его защищать и атаковать.
Мастерская «Стратегии отрицания».
Здесь члены клуба учатся находить контраргументы и выстраивать линии отрицания.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому чтению с последующим детальным анализом и обсуждением прочитанного.
Мастерская «Сравнительный анализ позиций сторон».
Цель: научить участников дискуссии сравнивать аргументы и находить в них слабые места.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению.
Учащимся выдается статья, в которой содержатся аргументы как в пользу, так и против некоторого тезиса, производится сравнение этих аргументов и оценка их убедительности в связи с тремя типичными недостатками аргументов.
Мастерская «Перекрестные вопросы».
Цель: научить дебатёров строить цепочки вопросов.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению.
Дебатёры получают тему, придумывают 1-2 аргумента в утверждение или отрицание, затем они по очереди задают друг другу вопросы с целью принизить значение аргумента друг друга.
Мастерская «Подготовка поддержек».
Цель: обучить дебатёров выявлять поддержки в тексте и использовать их при подготовке речи. Учащимся предлагается набор цитат, касающихся какой-либо проблемы, и кейс. Необходимо указать, к какому аргументу, либо вступлению, либо заключению речи относится каждая поддержка и как может быть применена при выступлении.
Для того чтобы учащиеся постепенно овладевали навыками ведения дискуссии, необходимы тренинги. Вот некоторых из них.
1. Зебра Предложена ситуация, участники тренинга должны рассмотреть её с противоположных точек зрения, начиная фразу словами: это хорошо потому, что… ; это плохо потому, что… ответы фиксируются, а затем выбираются самые значимые на утверждение и на отрицание.
2. Задай вопрос: учащиеся готовят речь на одну минуту, а затем отвечают на вопросы. Задача тех, кто задает вопрос, чётко его сформулировать (15 сек), попробовать вопросы разных типов: закрытые ( предполагают ответы да или нет) и открытые. Можно выстраивать логические цепочки из вопросов, чтобы подвести отвечающего к противоречию, или ослабить его позицию.
3. Отработка интонации одна фраза произносится с разными интонациями. Например: «Родители уехали в гости, и я остался один дома»: произносится с печалью, с радостью, с гневом, с гордостью.
4. Пойми меня: учащемуся сообщается название предмета или явления, которое он должен объяснить другому человеку, не называя само слово.
5. Сурдопереводчик один из учащихся произносит речь, а второй должен с помощью мимики и жестов должен передать содержание услышанного. С помощью этого упражнения ребята учатся избавляться от излишних жестов при произнесении речи и чувствуют себя более уверенно. Для таких упражнений рекомендуется выбирать знакомые для всех сюжеты (можно пересказать отрывок из сказки).
6. Корректность это очень важное упражнение, позволяющее тренировать корректное поведение в любых ситуациях. Ученику задают достаточно резкие или некорректные вопросы, а он должен отвечать, сохраняя хладнокровие и оставаясь корректным. В дискуссии считается некорректным обращаться к личному опыту оппонента, приписывать ему фразы, которых выступающий не говорил, « додумывать» за выступающего, что же он имел ввиду на самом деле.
7. Ораторское мастерство для постановки дикции произносятся разные скороговорки. Учитывая то, что в дискуссии время речи ограничено, произносить её следует достаточно быстро, громко и чётко. Данное упражнение позволяет отработать этот навык.
Работаем над ошибками: дискуссия или отдельное выступление записываются на видеокамеру, а затем просматриваются с целью выявить ошибки в речи спикера, предлагаются варианты новых вопросов и ответов, обсуждается культура речи и общения с аудиторией.
ВСЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ МОЖНО РАСПРЕДЕЛИТЬ ПО УРОВНЯМ
ОТ 1 ДО 3.
Каждый свидетельствует об общем понимании, способности вести коллективное обсуждение и требованиях, предъявляемых к включенности учеников.
1 уровень.
Вводные непродолжительные занятия, направленные на пробуждение интереса участников к обсуждаемому вопросу. Они не требуют больших навыков в ведении беседы и работы в группе.
2 уровень.
Учебные занятия, построены на принципах, сочетающих активность каждого и группы в целом. Необходима предварительная работа консультанта с группой, при этом формируется умение каждого слушать и понимать другого участника обсуждения.
3 уровень.
Продолжительные учебно-образовательные занятия, требующие навыков ведения беседы, работы в группе, умения работать сообща.
Механизм реализации программы.
Программа представляет собой 29 занятия-встречи /1 и 2 уровня/ и 4-6 дискуссий, ролевых игр /3 уровня/.
План подготовки и проведения занятий 3 уровня /форма - дискуссия/.
Этапы
1 этап: коллективный выбор темы обсуждения /дискуссии/.
Подходы к выбору темы: при выборе темы участники руководствуются такими принципами как актуальность, проблемность. Тема должна вызывать интерес.
2 этап: предварительный выбор позиции /занятие 1 уровня/ и формирование группы /не менее двух человек/. Участники группы объединены по принципу "Я разделяю эту же точку зрения".
3 этап: работа в группах /занятие 2 уровня/. На этом этапе участники отбирают факты, "шлифуют" свои позиции /каждая группа работает изолировано/, пытаются определить /предугадать/, "подводные камни", "узкие места" в будущей дискуссии и "авансом" найти аргументы против возможных контрдоводов своих оппонентов.
4 этап: "очная ставка" - дискуссия /занятие 3 уровня/.
5 этап: оценка или анализ представляют собой существенные моменты в процессе программы, поэтому каждое занятие должно заканчиваться обсуждением того, что узнал каждый участник и как относится этот опыт с его собственной жизнью.
Поэтому необходимо обсуждение следующих вопросов:
· что узнали по обсуждаемой проблеме;
· как теперь они могут воспользоваться тем, что узнали.
Также ведущий после каждого занятия останавливается на том, что было сделано всеми и кратко резюмирует:
· как, с его точки зрения, происходило занятие, подготовка, достигнутые цели;
· чему научились участники;
· в чем результаты встречи.