Рабочая программа «Искусство дискуссии»

Шевченко Евгения Владимировна

Автор: Шевченко Е.В., педагог дополнительного образования МБОУ Кагальницкой СОШ №1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В соответствии со Стандартом основного общего образования по обществознанию учащиеся должны получать опыт познавательной и практической деятельности - получать социальную информацию из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации, оценивать явления и события, происходящие в социальной жизни, участвовать в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни и др.

Дискуссионный клуб как нельзя лучше помогает в решении этих задач.

Дискуссия – одна из форм внеурочной деятельности, в которой отражены обучающие, развивающие, воспитательные, коммуникативные аспекты.

Работа кружка «Искусство дискуссии» направлена на формирование и развитие у школьников критического мышления, навыков цивилизованной дискуссии, в том числе: терпимости и уважения к различным взглядам; способности концентрироваться на сути проблемы; организаторского искусства; умения работать в команде; способности отстаивать различные идеи и убеждения; выступления в роли лидера.

Дискуссия развивает в молодых людях навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере деятельности.

Программа кружка «Искусство дискуссии» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными поло­жениями Стандарта основного общего образования, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной и средней школы. Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов.

Целями и задачами кружка являются:

1. Ознакомиться с основными формами и законами правильного мышления.

2. Развить навыки в создании правильной системы доказательства и умения опровержения, критического мышления.

3. Овладение навыками искусства спора, ведение дискуссий, дебатов.

4. Развить способности концентрироваться на сути проблемы; отстаивать различные идеи и убеждения, терпимо и уважительно относиться к различным взглядам.

5. Развитие абстрактного мышления.

На работу кружка «Искусство дискуссии» выделен 1 час, что составляет 35 часов в год.

Программа работы кружка включает в себя следующие формы работы: тренировочные игры; проведение мастерских; «мозговой штурм»; анализ новых тем в поисках аргументов; работу с источниками информации: книгами, журналами, газетами, Интернетом; практику в области риторики, импровизационной речи, актерском исполнении отрывков произведений.

В ходе работы ребята должны овладеть следующими умениями и навыками:

- использовать различные средства массовой информации и анализировать ее;

- использовать критическое мышление для построения аргументации;

- видеть логические связи между абстрактными идеями и событиями реального мира;

- организовывать наработанный материал; правильно строить речь;

- вести записи;

- опровергать аргумент оппонента; приводить поддержку и доказательства к выдвинутому аргументу;

- умение определить и вычленить проблему;

- умение делать выводы и заключения;

- умения эффективно решать проблемы;

- умения оценивать доказательства, собственный мыслительный процесс;

- умение работать в команде.

Календарно - тематическое планирование

Дата

№ п/п

Тема занятия

Формы контроля

1.

Работа кружка «Искусство дискуссии».

2.

Что такое Дискуссия.

3.

Работа дискуссионного клуба: суть и основные элементы.

4.

Работа дискуссионного клуба: регламент и правила.

5.

Формулировка и анализ темы.

Формулировка тем

6.

Разработка аргументов.

Составление аргументов

7.

Исследование и поддержка аргументов. Аргументация и дискуссия.

Составление аргументов

8.

Дискуссионный клуб.

Выступление на заседании клуба

9

Общие понятия об умозаключениях. Классификация умозаключений.

10.

Разработка аргументов.

Составление аргументов

11.

Возможные ошибки в доказательстве.

12.

Стратегии отрицания. Опровержение и отрицание.

13.

Исследование и поддержка аргументов.

Составление аргументов

14.

Дискуссионный клуб.

Выступление на заседании клуба

15.

Рассуждение: типы рассуждений.

схема

16.

Перекрестные вопросы во время дискуссии.

Составление вопросов

17.

Формулировка новой темы

18.

Стиль устного выступления.

Подготовка выступления

19.

Стиль устного выступления.

выступление

20.

Практикум по доказательству: «Написание реприз».

21.

Практикум: «Работа с библиотекой».

22.

Составление аргументов утверждения по теме.

Составление аргументов

23.

Составление аргументов утверждения по теме.

24.

Составление аргументов отрицания по теме

25.

Составление аргументов отрицания по теме.

26.

Дискуссионный клуб

Выступление на заседании клуба

27.

Формулировка новой темы.

28.

Составление аргументов отрицания по теме

Составление аргументов

29.

Составление аргументов отрицания по теме

30.

Общие понятия об умозаключениях. Классификация умозаключений.

таблица

31.

Упражнение «Мозговой штурм».

32.

Дискуссионный клуб.

Выступление на заседании клуба

33.

Стиль устного выступления.

Выступление на заседании клуба

34.

Перекрестные вопросы во время дискуссии.

35.

Дискуссия «Искусство дискуссии искусство?»

Выступление на заседании клуба

Обязательные элементы дискуссии:

Работа с определениями: в начале дискуссии стороны обязательно должны договориться о предмете спора, т. е. определить поле игры. Например, в теме «Вредные привычки подростков должны быть ограничены» придётся определять слова: вредные привычки, подростки, должны быть, ограничены. Как правило, если требуется, то можно оговорить временной период, в рамках которого рассматривается тема, и место (отдельное государство, или группа стран, или все страны).

Критерий - это цель, которую участники дебатов хотели бы достичь, предлагая пути достижения, или ценность, которую. хотят сохранить или сформировать в обществе. Критериями могут быть: права человека, ценность человеческой жизни, безопасность общества и т.д.

Определение актуальности темы осуществляется через указание разных точек зрения на рассматриваемую проблему в обществе.

Работа с вопросами учащиеся знакомятся с разными типами вопросов, учатся их формулировать, а также сами отвечают на вопросы оппонентов. Для этого предусмотрены специальные раунды вопросов.

Опровержение позиции оппонентовможет достигаться приведением фактов или статистики, ставящей под сомнение утверждение оппонентов, а также анализом соответствия аргументов выдвинутому критерию.

Выстраивание собственной позиции базируется на формулировании аргументов по степени важности для доказательства своей линии в дискуссии. Подтверждение своей позиции фактами, статистикой, цитатами известных людей.

Кодекс чести члена дискуссионного клуба.

РАЗДЕЛ I

1. Дискуссии должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость - это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.

2. Дискуссии должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.
Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
3. Дискуссии никогда не должны способствовать использованию двойных стандартов.
4. Дискуссии должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.
5. Признавая важность анализа текущих проблем, что может привести к политической дискуссии, дискуссии не должны использоваться как средства пропаганды.

РАЗДЕЛ II

1. Дискуссии должны управляться некоторыми этическими нормами, касающимися членов клуба и организаторов мероприятий, связанных с дебатами.
2. Все стороны, упомянутые выше, должны действовать в соответствии с такими основными принципами, как уважение к другим, искренность, честная игра и культурный обмен идеями.

Нормы для членов клуба


- при обсуждении сторон необходимо воздержаться от личных нападок на своих оппонентов

- дебатёры должны спорить в дружественной манере, язык и жесты должны отражать их уважение к другим

- дебатёры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию, никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения.

- необходимо внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать всё, чтобы не искажать их слова во время дебатов

Мастерские эксперта:

Мастерская «Построение кейса».

Члены клуба знакомятся с понятием "кейс", т.е. чемодан, в котором аккуратно разложены аргументы, учатся, как его защищать и атаковать.

Мастерская «Стратегии отрицания».

Здесь члены клуба учатся находить контраргументы и выстраивать линии отрицания.

Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому чтению с последующим детальным анализом и обсуждением прочитанного.

Мастерская «Сравнительный анализ позиций сторон».

Цель: научить участников дискуссии сравнивать аргументы и находить в них слабые места.

Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению.
Учащимся выдается статья, в которой содержатся аргументы как в пользу, так и против некоторого тезиса, производится сравнение этих аргументов и оценка их убедительности в связи с тремя типичными недостатками аргументов.

Мастерская «Перекрестные вопросы».

Цель: научить дебатёров строить цепочки вопросов.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению.

Дебатёры получают тему, придумывают 1-2 аргумента в утверждение или отрицание, затем они по очереди задают друг другу вопросы с целью принизить значение аргумента друг друга.

Мастерская «Подготовка поддержек».

Цель: обучить дебатёров выявлять поддержки в тексте и использовать их при подготовке речи. Учащимся предлагается набор цитат, касающихся какой-либо проблемы, и кейс. Необходимо указать, к какому аргументу, либо вступлению, либо заключению речи относится каждая поддержка и как может быть применена при выступлении.

Для того чтобы учащиеся постепенно овладевали навыками ведения дискуссии, необходимы тренинги. Вот некоторых из них.

1. Зебра Предложена ситуация, участники тренинга должны рассмотреть её с противоположных точек зрения, начиная фразу словами: это хорошо потому, что… ; это плохо потому, что… ответы фиксируются, а затем выбираются самые значимые на утверждение и на отрицание.

2. Задай вопрос: учащиеся готовят речь на одну минуту, а затем отвечают на вопросы. Задача тех, кто задает вопрос, чётко его сформулировать (15 сек), попробовать вопросы разных типов: закрытые ( предполагают ответы да или нет) и открытые. Можно выстраивать логические цепочки из вопросов, чтобы подвести отвечающего к противоречию, или ослабить его позицию.

3. Отработка интонации одна фраза произносится с разными интонациями. Например: «Родители уехали в гости, и я остался один дома»: произносится с печалью, с радостью, с гневом, с гордостью.

4. Пойми меня: учащемуся сообщается название предмета или явления, которое он должен объяснить другому человеку, не называя само слово.

5. Сурдопереводчик один из учащихся произносит речь, а второй должен с помощью мимики и жестов должен передать содержание услышанного. С помощью этого упражнения ребята учатся избавляться от излишних жестов при произнесении речи и чувствуют себя более уверенно. Для таких упражнений рекомендуется выбирать знакомые для всех сюжеты (можно пересказать отрывок из сказки).

6. Корректность это очень важное упражнение, позволяющее тренировать корректное поведение в любых ситуациях. Ученику задают достаточно резкие или некорректные вопросы, а он должен отвечать, сохраняя хладнокровие и оставаясь корректным. В дискуссии считается некорректным обращаться к личному опыту оппонента, приписывать ему фразы, которых выступающий не говорил, « додумывать» за выступающего, что же он имел ввиду на самом деле.

7. Ораторское мастерство для постановки дикции произносятся разные скороговорки. Учитывая то, что в дискуссии время речи ограничено, произносить её следует достаточно быстро, громко и чётко. Данное упражнение позволяет отработать этот навык.

Работаем над ошибками: дискуссия или отдельное выступление записываются на видеокамеру, а затем просматриваются с целью выявить ошибки в речи спикера, предлагаются варианты новых вопросов и ответов, обсуждается культура речи и общения с аудиторией.

ВСЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ МОЖНО РАСПРЕДЕЛИТЬ ПО УРОВНЯМ

ОТ 1 ДО 3.

Каждый свидетельствует об общем понимании, способности вести коллективное обсуждение и требованиях, предъявляемых к включенности учеников.

1 уровень.

Вводные непродолжительные занятия, направленные на пробуждение интереса участников к обсуждаемому вопросу. Они не требуют больших навыков в ведении беседы и работы в группе.

2 уровень.

Учебные занятия, построены на принципах, сочетающих активность каждого и группы в целом. Необходима предварительная работа консультанта с группой, при этом формируется умение каждого слушать и понимать другого участника обсуждения.

3 уровень.

Продолжительные учебно-образовательные занятия, требующие навыков ведения беседы, работы в группе, умения работать сообща.

Механизм реализации программы.

Программа представляет собой 29 занятия-встречи /1 и 2 уровня/ и 4-6 дискуссий, ролевых игр /3 уровня/.

План подготовки и проведения занятий 3 уровня /форма - дискуссия/.

Этапы

1 этап: коллективный выбор темы обсуждения /дискуссии/.

Подходы к выбору темы: при выборе темы участники руководствуются такими принципами как актуальность, проблемность. Тема должна вызывать интерес.

2 этап: предварительный выбор позиции /занятие 1 уровня/ и формирование группы /не менее двух человек/. Участники группы объединены по принципу "Я разделяю эту же точку зрения".

3 этап: работа в группах /занятие 2 уровня/. На этом этапе участники отбирают факты, "шлифуют" свои позиции /каждая группа работает изолировано/, пытаются определить /предугадать/, "подводные камни", "узкие места" в будущей дискуссии и "авансом" найти аргументы против возможных контрдоводов своих оппонентов.

4 этап: "очная ставка" - дискуссия /занятие 3 уровня/.

5 этап: оценка или анализ представляют собой существенные моменты в процессе программы, поэтому каждое занятие должно заканчиваться обсуждением того, что узнал каждый участник и как относится этот опыт с его собственной жизнью.

Поэтому необходимо обсуждение следующих вопросов:

· что узнали по обсуждаемой проблеме;

· как теперь они могут воспользоваться тем, что узнали.

Также ведущий после каждого занятия останавливается на том, что было сделано всеми и кратко резюмирует:

· как, с его точки зрения, происходило занятие, подготовка, достигнутые цели;

· чему научились участники;

· в чем результаты встречи.