Система дополнительного образования в школе

Создание в школе системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развитие творческих способностей у детей.

Дополнительное образование выступает средством непрерывного образования и формирования личности, средством воспитания и в тоже время источником мотивации учебной деятельности, выбора профильного обучения, помогает в выборе профессии.

В настоящее время довольно противоречиво складываются взаимоотношения школы и окружающей среды. С одной стороны, чтобы подготовить ребенка к реальной жизни, его необходимо как можно чаще включать в эту жизнь, а с другой стороны, учитывая социальную и экономическую нестабильность в обществе, а так же негативное влияние на духовное и психическое развитие личности со стороны СМИ, следует достаточно часто ограждать ребенка от негативных явлений.

Все это учитывалось при создании системы дополнительного образования в МБОУ Кагальницкой СОШ №1.

Основным положением организации дополнительного образования в школе является раннее выявление интересов и способностей детей (задача психологической службы) и талантов (через участие в различных делах), а так же развитие индивидуальных способностей (способность - понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии. Это развитие осуществляется лишь в процессе той или иной деятельности, в том числе в системе дополнительного образования).

Важнейшим элементом структуры дополнительного образования являются школьные кружки, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Кроме того, разнопрофильность кружков создает условия для разностороннего развития личности.

Дополнительное образование дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом: готовая поделка, сыгранная роль, участие в выставке, концерте, соревновании и т.д.

Задачи решаемые коллективом педагогов школы, работающих в системе дополнительного образования следующие:

1.развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству;

2.создание условий для творческой реализации;

3.интеллектуальное духовное развитие личности ребенка;

4.профилактика асоциального поведения;

5.приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

6.создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения.

7.формирование и закрепление традиций школы.

Важнейшим условием для обеспечения успешной организации дополнительного образования является грамотное управление этим процессом. Управление – это не столько процесс идущий сверху вниз: администрация – педагоги дополнительного образования – дети, это целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает в роли субъектов и в роли объектов управления.

Создание и развитие системы ДО в школе проходит в четыре этапа:

1. Диагностико-информационный (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания и потребности учащихся);

2. Организационный (объединение единомышленников, создание кружков, секций и других объединений);

3. Методическая и педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и педагогической помощи учащимся в сложных ситуациях выбора, самореализации, самооценки и др.);

4. Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ, выявления перспектив, учет и максимальное использование возможностей внешней среды).

Завершающий этап в развитии системы дополнительного образования не является окончанием работы в этом направлении. Двигателем системы является рост потребностей школьного коллектива.

Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:

-в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени

для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

-в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

-в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

-в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе

дополнительных образовательных программ;

-в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество,

индивидуальный подход к ребенку);

-в возможности получить допрофессиональную подготовку.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, определяются основные функции ДО:

1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;

5) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

6) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

В настоящее врем в школе работают 14 разнопрофильных кружков для учащихся 1-4, 5-11 классов.

№№ п/п

Вид деятельности

Название секции, кружка и т.д.

Охват учащихся

1

Спортивно-оздоровитель

ный

«Волейбол»

15

«Подвижки»

12-

Тренажерный зал (от СЮТ)

40

«Волейбол» (ДЮСШ)

18

«Нескучайка»

70

«Туризм»

14

2

Социально-педагогический

Дискуссионный клуб «Искусство дискуссии»

19

«Пресс-школа юнкоров»

15

«Юные корреспонденты»

16

«Перекресток»

19

«Новая волна»

10

3

Научно-технический

«Кулинария»

15

«Компьютерная грамота»

14

4

Художественно-эстетический

«Казачата»

28

Итого

14 объединений

371 – 45%

Занятия в кружках «Перекресток», «Компьютерная грамота», «Искусство дискуссии», «Кулинария» и других расширяют и углубляют знания по предметам, дают возможность проявить себя, проверить устойчивость своих интересов к предметам определенной области.

Через работу клубов и кружков («Казачата», «Нескучайка», «Пресс школа юнкоров», «Юные корреспонденты», «Новая волна», и т.д.) развитие талантов и расширение круга интересов обучающихся способствует воспитанию нравственной, творческой и ответственной личности.

Третий вид дополнительных образовательных услуг – оздоровительный - имеет для школы, использующей в деятельности здоровьесберегающие технологии, принципиальное значение. Кроме традиционных спортивных секций «Волейбол», «Подвижки», «Туризм», занятий в тренажерном зале, в школе отработана технология оздоровления детей в периоды каникул. Используются возможности района – взаимодействие с детско-юношеской спортивной школой, где осуществляется посещение секций баскетбола, волейбола, спортивных танцев.

Для оказания услуг в основном используется материальная база школы: учебные кабинеты, спортзалы, компьютерные классы. Учителя используют активные методы для проведения занятий: игры, соревнования, самостоятельные исследования, подготовку проектов. Такой подход позволяет не только сделать занятия интересными, но и учит детей приемам самоорганизации, самооценки, поддерживает стремление стать субъектами жизнедеятельности коллектива, формирует демократический стиль жизни.

Занятость обучающихся во внеурочное время способствует решению комплекса задач. Самые значимые из них: профилактика безнадзорности беспризорности, вредных; привычек, правонарушений; развитие способностей и познавательных интересов; обучение новым видам деятельности; формирование школьного коллектива.

Данные диаграммы позволяют увидеть стабильный рост занятости обучающихся в школьных кружках и секциях на протяжении 4 лет. Высокие показатели 2011-2012 уч.года вызваны увеличением количества кружков, клубов и секций, открытых в школе

        Диаграмма № 4                                                                            Диаграмма № 5

Динамика количества кружков                                  Динамика охвата учащихся дополнительным образованием

    Резкое увеличение количества кружков объясняется реализацией Национального приоритетного проекта «Образование», существенной поддержкой классных руководителей, потребностями предпрофильной подготовки, внедрением ФГОСов и необходимости усиления профилактической работы с обучающимися.

ВЫВОДЫ:

1.Система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся, создает условия для углубленного изучения многих предметов.

2.Система дополнительного образования является серьезным звеном воспитательной работы школы.

3. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.

4.Предметное консультирование учащихся с педагогами способствовало обучению основам проектной и исследовательской деятельности учащихся по данным предметам.

5.Система дополнительного образования способствует повышению творческого потенциала педагогических кадров, выявлению и распространению передового педагогического опыта.

6.Педагогам дополнительного образования необходимо чаще проводить мастерклассы, открытие уроки с тем, чтобы показать свое мастерство, умение детей работать творчески, в коллективе.

Задачи дополнительного образования на перспективу:

1.Продолжить работу системы дополнительного образования по заявленным

направлениям.

2. Охватить новые направления, по которым не работали ранее .

3. Совершенствовать работу системы дополнительного образования в школе.

4. Подготовить и утвердить больше авторских программ.

5. Накапливать и систематизировать материалы по работе объединений

дополнительного образования.

6. Устанавливать взаимосвязь с урочными и внеурочными занятиями.

7.Продолжать работу с детьми «группы риска», выявлять и развивать творчески

одаренных детей ,подготавливать их к участию в различных творческих конкурсах,

заботиться о физическом здоровье учащихся.