Домашние задания на уроках физической культуры

 В настоящее время в отечественной системе образования осуществляется интенсивный поиск новых форм, методов и технологий работы, которые будут активно формировать личность школьников, включать их в самостоятельную деятельность, совершенствовать индивидуальные качества и способности, целенаправленно воздействовать на развитие их творческих интересов т творческих способностей.
Такой поиск происходит и в области физической культуры. Представляя собой органическую часть общей культуры человека, физическая культура связана не только с совершенствованием телесности, развитием физических способностей и качеств, но и направлена на становление целостной личности. В этой связи овладение содержанием школьного предмета «Физическая культура» предполагает активное вовлечение школьников в процесс самосовершенствования собственной физической природы на основе знаний, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных доминант.
В современных средствах массовой информации, специальной литературе публикуются данные о состоянии здоровья детского населения России. Результаты медицинских обследований, цифры статистики вызывают тревогу. Уровень детского здоровья стремительно снижается. Одной из основных причин устойчивой тенденции снижения здоровья у подрастающего поколения является низкий уровень ценностного отношения школьников к здоровью, отсутствие личностной заинтересованности в занятиях физическими упражнениями.
Учителя Ростовской области также находятся в поиске педагогических технологий физического воспитания, способствующих решению проблемы развития физической культуры личности учащихся.
Л.М. Певицына, кандидат педагогических наук, старший методист по
Физической культуре отдела воспитательной работы РО ИПК и ПРО
Домашние задания на уроках физической культуры как средство саморазвития учащихся
Глухова Г.К., учитель физической культуры МБОУ Кагальницкая СОШ № 1
Любой специалист в области физической культуры с уверенностью скажет, что в современных условиях количество двигательной активности только на уроках физической культуры недопустимо мало и для детей недополучающих динамических нагрузок, и для учителей, пытающихся решить в урочное время множество образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач.
С помощью системы домашних заданий мне удается расширять рамки уроков и повышать мотивацию учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Работу по введению домашнего задания я начинаю в пятых классах. Сентябрь посвящаю организационным вопросам, на первых уроках знакомлю учеников со спецификой проведения уроков в средней школе, тестирую уровень их физической подготовленности, определяю степень их умений и навыков.
В первой четверти для пятиклашек, пришедших из начальной школы, проводится «День открытых дверей». Они знакомятся со всеми предметными кабинетами и со спортивными залами. Лучшие спортсмены школы устраивают показательные выступления, рассказывают о своих достижениях, участвуют с малышами в шуточных играх и эстафетах. Старшеклассники дают малышам наказ – не уронить честь школы в предстоящих соревнованиях. А для этого надо много тренироваться, развиваться физически и духовно.
На уроках я напоминаю наказ чемпионов и предлагаю детям стать такими же сильными и ловкими, активными и целеустремленными. Объясняю и показываю каждое упражнение. Первоначальное количество упражнений минимальное. В течение месяца интересуюсь, как идет процесс самостоятельной подготовки к контрольному уроку. Имеются ли какие-либо трудности. Даю рекомендации: как обойтись в домашних условиях без спортивных снарядов.
Домашние задания по физической культуре задаются в начале месяца и обязательно контролируются мной на последнем уроке этого месяца мной , поэтому в следующих классах выполнение домашних заданий становится у учащихся нормой, формируя привычку, а затем и потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Усилить мотивацию позволяет личностно значимый характер заданий , имеющийся багаж пополняющихся теоретических знаний по предмету, а так же элемент азарта и фактор соперничества среди одноклассников по результатам «Президентских состязаний».
Обязательная часть заданий состоит из упражнений общей физической подготовки для развития основных групп мышц: «пистолетик», подтягивание на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине, мышц брюшного пресса и спины, «отжимание».
Вариативные задания зависят от изучаемого в данной четверти раздела программы. Например, для развития гибкости и координации движений, развития быстроты реакции.
Количество повторений в каждом месяце возрастает, а требования к качеству выполнения упражнений усложняются по мере их усвоения.
По мере формирования устойчивых навыков самооценки и выполнения упражнений я начинаю практиковать взаимный контроль учащихся. При этом дифференцирую группы школьников по уровням физического развития и физической подготовленности. Каждый ученик в группе в группе оценивает выполнение одного упражнения.
Важным моментом в организации такого контрольного урока является создание благоприятного эмоционального настроя детей. Многие из них ждут этого урока, чтобы удивить одноклассников своим новым достижением. Часто дети аплодисментами и одобрительными возгласами выражают свое отношение к способу выполнения упражнения учеником: поднимание выше уровня перекладины туловища почти до пояса при подтягивании; касание прямыми ногами стены над головой , выполняя «угол»; изящное и легкое выполнение «пистолетика» без поддержки – всем приятно неравнодушное и благожелательное отношение одноклассников.
В условиях сельской местности во дворах многих домов при помощи родителей сооружаются турники, привлекающие к себе группы ребят, увлеченных самосовершенствованием. Порой они самостоятельно осваивают такие элементы силовой гимнастики, что впору присваивать им спортивный разряд.
Выводы о росте физической подготовленности учащихся я делаю на основе результатов, показанных в «Президентских состязаниях», проводимых в начале и конце учебного года. Их результаты я рассчитываю по специальной методике персонально для каждого ученика. Такой мониторинг УФП позволяет мне планировать и корректировать свою работу, оценить ее эффективность или ошибки.
Используя такие формы работы по организации навыков самостоятельных занятий учащихся, я формирую осознанное отношение к двигательной активности, развиваю у них потребность в использовании физических упражнений в повседневной жизни, воспитываю негативное отношение к вредным привычкам, способствую формированию культуры здоровья. Закрепляю потребность в физической активности системой мероприятий: Дни здоровья, внутри школьные соревнования, участие в районной Спартакиаде школьников.
Чтобы не быть голословной, приведу данные мониторинга уровня физической подготовленности по итогам прошедшего учебного года.
УФП По школе В моих классах
Высокий0,4%1%
Отличный 5% 9%
Выше среднего  27% 35%
Средний49 51%
Ниже среднего18%3,7%
Низкий 0,6% 0,3%
  
 Средний показатель по школе взят с учетом результатов моих классов. Я посчитала средний результат не в моих классах и в моих отдельно. Разница в показателях более значительная.
В районной Спартакиаде школьников наша школа является одним из лидеров, постоянно ведет борьбу за первенство. И несмотря на то, что мои ученики достойно представляют школу в составе сборных команд, не очки, голы и секунды являются приоритетом в моей работе, а социальное благополучие и здоровье подрастающих граждан страны, вовлечение в физкультурно-оздоровительную деятельность всего контингента учащихся школы, создание для них формы активной деятельности, соответствующие интересам и уровню здоровья.

Скачать>>>