Интегрированный урок математики в 7 классе "Проценты"

МАТЕМАТИК-БИЗНЕСМЕН (1 час)

Интегрированный урок-игра по теме «Проценты»

(математика + история + экономика)

7 класс Петросян Е.К.

МБОУ Кагальницкая СОШ№1

Цели урока:

- закрепить знания по теме «Проценты»;

- способствовать повышению у учащихся интереса к изучению математики, расширению их кругозора, представлений о практической значимости знаний по теме «Проценты».

Форма урока: урок – соревнование.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Ход урока

I. Вступление к игре. Историческая справка.

В средние века денежные операции в Италии были: запрещены. Они велись нелегально на скамейках парка. По-итальянски скамейка звучит «банко». Так появилось слово банк, которое не требует перевода.

А теперь представьте себе, что вы - работники банков. Чтобы ваш банк не обанкротился, а процветал, вы должны уметь быстро принимать правильные решения, умело и аккуратно производить операции с деньгами.

Все вы хорошо знаете, что деньги, получаемые людьми за свою работу, называют зарплатой. А впервые зарплатой называлась денежная дотация на соль солдатам Англии.

В России зарплата выдается в рублях. В рублях производятся все денежные операции

по стране. С рублем, как денежной единицей, знаком любой ребенок, но мало кто знает о возникновении рубля.

На Руси издревле расплачивались продуктами, мехами, кожей, слитками серебра которые назывались гривнами. Во времена татаро-монгольского ига получил распространение алтын. В 1533 году для объединения денежных единиц и введения десятичной системы денежного счета регентша Ивана Грозного Елена Глинская ввела новые деньги. Серебряные слитки рубили на куски весом 200 г, которые и стали называть рублями, от слова рубить произошло слово рубль, и был он первоначально только серебряным.

Появилось соотношение:

1 рубль = 10 гривен = 100 новгородцев (копеек) = 33 алтына + 1 новгородец

Новые деньги стандартного веса, высокой пробы серебра, единого оформления за­няли господствующее положение в денежном обращении страны. Эти деньги были в об­ращении до Петра I. В 1704 году была проведена денежная реформа. Рубль, введенный в обращение, весил уже 28 г серебра. Наряду с серебряными появились и медные разменные монеты (копейки).

Медные и серебряные деньги были тяжелыми, поэтому в 1769 году в России впер­вые начался выпуск бумажных денег. С тех пор бумажные деньги преобладают в денеж­ном обращении.

Появление бумажных денег позволило российским банкам, которые появились в 1733 году и обслуживали первоначально исключительно придворных, впервые в мире принимать вклады от населения страны и начислять по ним проценты.

Эти функции банков сохранились и в наши времена.

Крупнейший банк нашей страны - Центральный Банк Российской Федерации, ко­торому в этом году исполнилось 100 лет (основан указом Николая II).

II. Правила игры «Математик-бизнесмен»:

- представим, что вы являетесь служащими трех банков (даются названия этих бан­ков) во главе с управляющими (выбираются управляющие от 3-х банков - 3-х рядов);

- стартовый капитал каждого банка - 1 миллион рублей;

- каждое предложенное задание имеет свою стоимость - 50 тыс. или 100 тыс. руб.;

- ваша цель: увеличить свой первоначальный капитал;

- если работник банка дает правильный ответ, капитал этого банка увеличивается на стоимость задания;

- если работник банка дает неправильный ответ, капитал этого банка уменьшается на стоимость задания;

- управляющие банков имеют право принимать окончательное решение по каждому вопросу;

- если управляющий банка не согласен с ответом представителя своего банка, он поднимает руку и исправляет ответ своего работника;

- если ответ исправлен с неверного на верный, то банк остается при своем капитале (не несет убытков и не увеличивает свой капитал);

- если управляющий банка исправляет ответ своего работника с правильного на не­правильный, то банк теряет свой капитал на стоимость задания;

- за активную работу будет начислена премия в размере 200 тыс. руб.:

- за неорганизованность банка будет удержана сумма в размере 200 тыс. руб.;

- выигравшим считается тот банк, который будет в конце игры иметь больше денег;

- лучший служащий банка награждается.

III. Ход игры

Итак, начнем работу наших банков.

Задание 1. (50 тыс. руб.)

В банке часто имеют дело с процентами. А что называется процентом?

Задание 2. (100 тыс. руб.)

У вашего банка есть несколько вариантов использования денег:

а) вложить 80 тыс. руб. и получить 100 тыс. руб.;

б) вложить 20 тыс. руб. и получить 30 тыс. руб.;

в) вложить 100 тыс. руб. и получить 140 тыс. руб.

Какой вариант вы выберите?

Задание 3. (100 тыс. руб.)

Вашему банку поступило предложение вложить:

а) 90 тыс. руб. – получить 120 тыс. руб.

б) 100 тыс. руб. – получить 140 тыс. руб.

в) 30 тыс. руб. – получить 45 тыс. руб.

Выберите выгодный вариант вложения денег.

Задание 4. (50 тыс. руб.)

К вам в банк положили 500 тыс. рублей под 10% годовых. Какую сумму денег должны отдать обратно через полгода?

Задание 5. (100 тыс. руб.)

Клиент положил в ваш банк 100 тыс. рублей под 20% годовых. Какую сумму получит он через:

а) полгода;

б) два года.

Задание 6. (100 тыс. руб.)

К вам в банк положили 500 тыс. рублей под 10% годовых. Какую сумму денег вы должны отдать обратно через два года?

Задание 7. (100 тыс. руб.)

Вашему банку необходимо купить бумагу формата А4, которая стоит 150 рублей. Сколько пачек бумаги можно купить на 2000 рублей, если цена на пачку бумаги понизилась на 15%?

Задание 8. (100 тыс. руб.)

Ваш банк решил быть спонсором и закупить аварийные шлюпки для теплохода. На теплоходе 600 пассажирских мест и 80 членов экипажа. Сколько шлюпок необходимо, если одна шлюпка вмещает 45 человек?

Задание 9. (100 тыс. руб.)

Цена доллара в рублях увеличилась на 25%. На сколько процентов в это время уменьшилась цена рубля в долларах?

v Теперь проверим быстроту реакции и логическое мышление наших управляющих.

Задание 10. (50 тыс. руб.) Отгадайте шарады:

1) Возьми ты первую из нот,

И к ней прибавь ты слово ход. Получишь то, о чем мечтает

Любой, кто бизнес начинает.

(До/ход)

2) Начальным слогом время измеряют,

Второй слог - грязевой поток в горах.

А слово в целом в банке предъявляют

И предъявитель сразу при деньгах.

(Век/сель)

v Теперь руководителям банков помогут их служащие.

Задание 11. Разгадайте ребусы:

1)

1) (налог) 50 тыс. руб.

2) (валюта) 50 тыс. руб.

3) (заработок) 50 тыс. руб.

Задание 12. (100 тыс. руб.)

Задача для устного решения:

Банк распространяет акции достоинством 1000 рублей. В первые полгода стоимость акции уменьшилась на 10%, а в последние полгода – увеличилась на 10%. Какова стала стоимость акции через 1 год?

Задание 13. (50 тыс. руб.)

Если бы у меня с вами было денег поровну, сколько я должна была бы вам дать, чтобы у вас стало на 10 тыс. рублей больше, чем у меня?

Задание 14. (100 тыс. руб.)

Жил некий оборотистый купец. Как-то утром купил он товар – пряности. Купил его за семь золотых и удачно перепродал за 8 золотых. Днем, в другом месте, ему посулили 10 золотых. Он кинулся к утреннему покупателю и выкупил у него пряности за 9 золотых, а новому покупателю продал уже за 10. Какую прибыль он получил?

IV. Итог урока.

Подсчитывается капитал каждого банка и вклад служащих банка. Определяется лучший банк и лучший «работник» банка: они награждаются. Выставляются оценки учащимся. Домашнее задание: № 520 или № 493 (по желанию учащихся).

Список используемой литературы:

1.Зевина Л.В. Математика. Сборник программ курсов по выбору.

Скачать>>>