Урок алгебры 7 класс "Тождества сокращенного умножения"

7 Класс

Тема урока: Тождества сокращенного умножения.

Цели:

· Способствовать закреплению ранее приобретенных знаний, умений и навыков учащихся по данной теме;

· Способствовать формированию умения выполнять умножение чисел, нахождения числовых значений выражения, разлагать многочлен на множители, используя формулы;

· Способствовать формированию умения учащихся успешно действовать в ситуации выбора.

Ход урока.

Урок проходит в форме игры «Математический поединок». Игровой замысел – на основе созданной проблемной ситуации и соревновании двух команд активизировать мышлении учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс активной поисковой деятельности и самостоятельных открытий. Этапы игры совпадают с этапами урока: актуализация опорных знаний, изучение нового материала, закрепление изученного на уроке, проверка знаний.

І. Актуализация первичного субъективного опыта учащихся.

1. Повторение теоретического материала.

Запись формул на доске:

(а + b)2 (a – b)2 a2 – b2.

2. Игра «Смотри не ошибись!»

І

- = (а - ) ( + b)


( а + )2 = + 2аb + b2

(m - )2 = m2 – 2 m +

ІІ

= ( - b ) ( + b)

( + b )2 = a2 +2a +

(x - )2 = x2 – 18x +

ІІІ

- = (x - ) (x + )2

( + y)2 = x2 +2x +


(n - )2 = n2 -10n +

3. Для определения степени понимания и усвоения учащимися материала предлагается самостоятельная работа «Математическое домино».

(Предлагается одна часть домино, а надо дописать верное тождество.)

(a – b)2

3.1 Работает весь класс. Собрать домино.

2+4аb+b2

(2a+b)2

3.2 Работы разделить на группы и один ученик из группы проверяет работы в своей группе.

ІІ. Мотивирование необходимости применения формул сокращенного умножения.

1. Постановка проблемы.

Вычислить:

48 ∙ 52= (50 – 2) (50 + 2) = 502 – 22 =2500 – 4 = 2496

472 – 372 = (47 – 37) (47 + 37) = 84 ∙ 10 = 840

= = =

= = = =

(80 – 1)2 = 902 - 2∙90 +1 = 8100 – 180 + 1= 7921

Что необходимо применить для вычисления?

Вывод: Применение формул сокращенного умножения.

2. Решить задачу №418 (из учебника Ш.А.Алимова алгебра – 7)

Сравнить площади прямоугольника и квадрата

х+ 12 х

х- 12 х

S = (х + 12) (х – 12) = х2 -144 S= х2

Х2 - 144 < х2 на 144

Вывод: С помощью формул сокращенного умножения решаем задачи на вычисление площадей фигур.

3. Ответьте на вопрос: Можно ли разложить многочлен на множители, применяя формулы сокращенного умножения?

16а2 – 81 = (4а – 9) (4а + 9)

х2 – 10х + 25= (х – 5)2

2 +1)2 – 4а2 = (а2 + 1 – 2а) (а2 +1 + 2а) = (а2 – 2а +1) (а2 + 2а + 1) = =(а – 1)2 (а + 1)2

ІІІ. Этап самоконтроля.

Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы.

1. На доске заполняется таблица:

а

b

a2 + 2ab+b2

a2 - 2ab+b2

(a+b)(a-b)

a2 – b2

І

3a

1

ІІ

ІІІ

ab

7

По одному человеку от команды заполняют ее.

2. Такие же карточки раздаются ученикам.

Работа в парах по карточкам на 2 варианта. Каждый заполняет свой вариант и контролирует соседа, взаимопроверка.

ІV. Итог урока: а) сольная команда;

б) сильный ученик;

в) что мы узнали?

V. домашняя работа: №1 - №3 стр. 77.

Скачать>>>