Применение метода научного исследования на уроках и во внеурочной деятельности

Применение метода научного исследования на уроках и

во внеурочной деятельности

Вертелецкая Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ Кагальницкой СОШ №1

станица Кагальницкая

Кагальницкий район

Ростовская область

В разное время в разных странах внимание к талантливым и одарённым людям усиливалось и не ослабевало в зависимости от потребности общества. В одних странах проблема поиска и поддержки талантливой и одарённой молодёжи решается на государственном уровне, в других – на уровне общественных организаций, в третьих эта проблема замалчивается и в лучшем случае говорится об индивидуальных различиях людей.

В последнее время объективно возрос интерес обучающихся к овладению исследовательскими навыками. Предлагаю вашему вниманию материалы из опыта работы по применению метода научного исследования в работе с одарёнными детьми, что может оказать методическую поддержку педагогам и обучающимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на мероприятиях различного уровня.

Считаю, что ценность метода научного исследования – это возможность обучающихся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомиться с методами научной и творческой работы. Данный метод развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками, даёт шансы принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Приобщение детей к научно-исследовательской работе, привлечение их к разработке исследовательских проектов позволяет создавать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации.

Основные направления научно-исследовательской работы:

Включение в научно-исследовательскую деятельность учащихся в соответствии с их научными интересами.

Обучение работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.

Подготовка, организация и участие в научно-практических конференциях, фестивалях, олимпиадах.

Редактирование и издание ученических научных сборников.

Практическая значимость данного вида деятельности заключается в том, что она несёт не только обучающий, но и воспитательный характер. Принимая активное участие в научно-исследовательской деятельности, обучающиеся приобретают способности понимать новое и осваивать неожиданное, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формулировать интересы и осознавать свои возможности.

Добиться полного понимания сущности исследования и методически правильного его выполнения можно только при наличии трёх обязательных факторов:

- предварительной подготовки ученика по методике исследовательской деятельности;

- качественного руководства работой ученика профессионально подготовленным педагогом-наставником;

- проведения (по возможности) независимой квалифицированной экспертизы и оценки как самой работы, так и её защиты.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Предлагаю список доступных методов исследования:

- подумать самостоятельно;

- прочитать книги о том, что вы исследуете;

- познакомиться с кино-и телефильмами;

- найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в Интернете;

- спросить у других людей;

- понаблюдать;

- провести эксперимент.

В моей практике определены этапы работы научного исследования:

- выбор темы;

- составление плана исследовательской деятельности;

- изучение литературы по избранной теме;

- работа с понятийным аппаратом;

- опытно-экспериментальная деятельность.

Последовательность хода научного исследования строится согласно отработанному алгоритму действий, с которым вы можете познакомиться на сайте нашей школы в разделе «О школе. НОУ «Интеллект» (Положение о проведении Дня науки в школе и Положение о научно-исследовательской работе учащихся).

Правила выбора темы исследования:

1.Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

2.Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

4.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

5.Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой чувствуете себя одарёнными.

6.Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Начинать надо обязательно с вопросов, которые вы способны решить сами.

Очень ценно, что юные исследователи находят темы исследований совсем близко, в окружающей жизни, например: «С песней по жизни» (о жизни и педагогической деятельности учителя музыки, ветерана ВОВ Низавецкого Г.С.), «Судьба берёзовой рощи в ст. Кагальницкой», «Экология реки Кагальник», «Курение - опасное увлечение».

Успехи наших одарённых детей на поприще науки подтверждают роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций.

В нашей школе уже 5 лет отмечается День науки, в рамках которого проходит научно-практическая конференция «Научный потенциал 21 века». Юные учёные подготовили и защитили более ста научных работ по самым различным темам. Лучшие из них печатались в сборниках по итогам конференций, представлялись на конкурсы разного уровня: муниципальные, региональные, всероссийские.

Анализируя результативность работы в технологии научно-исследовательского метода и учебного исследования, можно сделать следующие выводы: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся, метод научного исследования вооружает ученика универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, самоанализу, самоконтролю и самооценке; способствует профессиональному росту педагога, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать ребёнка, раскрыть его потенциал, а также расширить контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями вузов, родителями обучающихся.

Пожелаю руководителям юных исследователей больше одарённых, пытливых учеников и поменьше терний на исследовательском пути.