Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения в работе с одарёнными учащимися

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

в работе с одарёнными учащимися

Вертелецкая Елена Борисовна,

учитель русского языка и литературы,

руководитель НОУ «Интеллект»

Обращение к проблеме целенаправленной работы с одарёнными детьми обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашего государства. Они характеризуются интеграционными процессами, требующими формирования людей, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность можно только путём сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одарённые дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать.

Одним из направлений моей работы (как руководителя научного общества учащихся) является организация психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одарённости с использованием педагогических здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить одарённым детям возможность сохранения здоровья и за период обучения в школе сформировать у них необходимые для этого знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Так, для поддержки и развития одарённых обучающихся перед участием в олимпиадах или конференциях было проведено психологическое исследование, направленное на изучение самочувствия, активности и настроения одарённых детей. В результате исследования я пришла к выводу, что участие в олимпиадах и конференциях у этой категории учеников требует значительного напряжения высшей нервной деятельности, что приводит к перегрузкам, повышенной усталости и нервно-психическому напряжению.

Использование игровых технологий, оригинальных заданий позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот приём также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Хороший эффект даёт использование интерактивных форм и методов обучения, которые вызывают у школьников неизменный интерес, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Особенно эффективным считаю использование релаксации.

При планировании занятий должны быть учтены индивидуальные особенности и познавательная деятельность личности. Цель релаксации: снять напряжение, дать ученикам небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведёт к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры. В своей практике я использую пантомимы, в которых ученики при помощи жестов должны что-либо изобразить. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного и физического напряжения.

Также в своей работе я использую и несложные комплексы упражнений, направленных на снятие напряжения органами зрительного аппарата.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни ученика, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроках, преодолеть трудности, позволяет достичь желаемой цели.

Об успешности реализации системы работы с одарёнными школьниками свидетельствуют сегодняшние результаты деятельности нашей школы.

Однако мы не останавливаемся на достигнутом, так как в процессе работы возникают всё новые вопросы, ответы на которые могут и должны быть получены в дальнейшем.