Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кагальницкая средняя общеобразовательная школа № 1
(МБОУ Кагальницкая СОШ № 1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 9 КЛАССА
НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Вертелецкой Елены Борисовны,
учителя русского языка и литературы
МБОУ Кагальницкой СОШ №1
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе программы по литературе для 9 класса общеобразовательных учреждений С.А.Зинина. Программа рассчитана на 102 часа в расчете 3 часа в неделю. В основе содержания и структуры программы по литературе в 9 классе лежит «линейное» рассмотрение историко-литературного процесса, предваряемое концентрическим на хронологической основе вариантом построения курса 5-8 классов (программа для общеобразовательных учреждений Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева).
В 9 классе продолжается изучение вершинных произведений классической литературы и литературы ХХ века, формируется первоначальное представление об историко-литературном процессе и реализуется основная эстетическая проблема – развитие реализма.
Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. Большинство текстов включено в учебник-хрестоматию, что создает благоприятные условия для организации работы.
Программа позволяет постигать факты биографии писателя и особенности его личности. В программе и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества изучаемого писателя или поэта, его отношение к искусству, творчеству, людям. В 9 классе продолжается знакомство с детскими и отроческими годами жизни А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, предлагаются сведения об основных вехах творческой биографии писателя, творческая история произведения. В основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям.
9 класс подытоживает знания, умения и навыки и позволяет творчески осмысливать художественное произведение, более полно определять особенности творчества писателя. Творчество писателя изучается в историко-литературном аспекте. В связи с этим вводятся системные понятия и категории: литературный процесс, литературные направления, историзм, народность, поэтический мир, стиль писателя. Таким образом, курс 9 класса рассматривается как «переходный» по отношению к старшей школе, а сам материал организован с учетом возможной предпрофильной подготовки обучающихся гуманитарных классов.
Особая роль практически на каждом уроке литературы отводится развитию речи. Задания, позволяющие повышать речевую культуру школьников, содержатся в рубриках «Живое слово», «Пофантазируем!», «После уроков».
Программа дает широкий выбор учителю для введения краеведческого материала в урок, что является важным для изучения литературы на современном этапе для реализации регионального компонента.
Справочный материал включается последовательно и систематично. Из-за возрастных особенностей школьников(пятиклассники медленно работают с книгой) информация справок дублируется в тексте учебника и затем закрепляется по изучении темы в особом «Справочном разделе», учебника-хрестоматии.
Задачи изучения литературы:
· воспитательная (формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, служащего глубокому и верному постижению прочитанного, содействующего проявлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности);
· образовательная (формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений- умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку, рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства).
Важнейшими умениями в 5-9 классах являются следующие:
· умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
· выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
· осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения;
· умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
· умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
· умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
· умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
· умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
· умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
· умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
· умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
· умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Содержание программы
Раздел I. Введение (1 ч.)
В данном разделе обучающиеся знакомятся с такими опорными понятиями как историко-литературный процесс, «сквозные» темы и мотивы, знакомятся с целями и задачами изучения историко-литературного курса в 9 классе. Узнают, что история отечественной литературы – это отражение особенностей культурно-исторического развития нации.
Обучающиеся должны знать:
- своеобразие литературных эпох;
- национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир литературы;
- ведущие темы и мотивы;
- основные литературные направления.
Обучающиеся должны уметь:
- определять темы и мотивы русской классики;
- определять литературное направление;
- оформлять тезисы;
- обобщать свой читательский опыт.
Раздел II. Из древнерусской литературы.
Данный раздел знакомит с жанровым и тематическим своеобразием древнерусской литературы. Обучающиеся знакомятся с исторической и художественной ценностью памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», его жанром и композицией, фольклорными, языческими и христианскими мотивами и символами в поэме. Обучающиеся узнают опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Обучающиеся должны знать:
- жанровые понятия и категории древнерусской литературы;
- историческую и художественную ценность «Слова о полку Игореве»;
- значение «Слова» для русской культуры;
- нравственно-патриотическую идею произведения.
Обучающиеся должны уметь:
- составить устное сообщение на заданную тему;
- определять идею произведения;
- выявлять психологический параллелизм.
Раздел III. Из литературы эпохи Возрождения.
В данном разделе обучающиеся знакомятся с особенностями литературы эпохи возрождения, ее проблемами, жанровой тематикой. Узнают основные вежи жизни и творчества У. Шекспира. Знакомятся с главным героем трагедии «Гамлет», с трагическим характером конфликта в произведении.
Обучающиеся должны знать:
- определение драмы как рода литературы;
- определение трагедии как литературного жанра;
- историческую эпоху литературы средневековья.
Обучающиеся должны уметь:
- определять такой жанр произведения как трагедия;
- отличить жанр трагедии от других литературных жанров;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.
Раздел IV. Из литературы XVIII века
Данный раздел содержит сведения об основных тенденциях развития русской литературы в XVIII столетии, о самобытном характере русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Знакомит обучающихся с вкладом А.Д, Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии, со значением творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова, со своеобразием художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).Дает понятие о теории «трех штилей», классицизме и сентиментализме как литературных направлениях.
Обучающиеся должны знать:
- литературные направления классицизм и сентиментализм;
- теорию «трех штилей»;
- идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения.
Обучающиеся должны уметь:
- дать определение классицизму и сентиментализму;
- определять черты данных литературных направлений в произведениях;
- делать письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада или реферата.
Раздел V. Литература первой половины XIX века.
Данный раздел знакомит обучающихся с такими опорными понятиями как романтизм, романтическая элегия, баллада, трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог и др. Показывает становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века, влияние творчества европейских поэтов и писателей на русский романтизм;исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Знакомит с важнейшими чертами эстетики романтизма в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского, А.В. Кольцова и др. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме. Знакомит с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
Обучающиеся должны знать:
- основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе;
- определение романтизма;
- исторические предпосылки русского романтизма;
- жанровое и тематическое своеобразие литературы данного периода.
Обучающиеся должны уметь:
- делать самостоятельный комментарий к поэтическому тексту;
- характеризовать особенность сюжета, композиции;
- выделять и формулировать тему, идею произведения;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- характеризовать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении.
Раздел VI. Из литературы второй половины XIX века.
В данном разделе обучающиеся прослеживают развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов; расцвет социально-психологической прозы; лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века. Обучающиеся знакомятся с новым этап развития русского национального театра; с А.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским как двумя типами художественного сознания; с прозой и драматургией А.П. Чехова в контексте рубежа веков.
Обучающиеся должны знать:
- нравственные и философские уроки русской классики XIXстолетия;
- основные этапы жизни и творчества, изученных писателей;
- знать основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе.
Обучающиеся должны уметь:
- выявлять авторскую позицию;
- владеть различными видами пересказа;
- выделять и формулировать проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героям;
- писать отзывы и сочинения на прочитанные произведения.
Теоретико-литературные понятия и категории, изучаемые в 9 классе
Жанрово-родовые понятия, категории и термины |
Структуро-образующие элементы |
Образный мир |
Выразительные средства художественной речи |
Литературная ситуация |
|
|
|
Историко-литературный процесс |
Движение жанров |
|
|
Литература путешествий |
|
Образ повествователя |
|
Сатира Гражданская сатира |
|
|
Олицетворение Силлабический стих Тоническое стихосложение
|
Романтизм Баллада Песня Дружеское послание «гражданский романтизм
|
|
Образ автора Образ героя |
|
Реализм Трагикомедия Эпикурейская лирика Политическая ода Философская поэзия Социально-психологический роман Историческая дума
|
Историзм, народность, Обобщение и типизация Финал-катастрофа Любовная интрига Двуединый конфликт Повествовательный цикл |
Антигерой Образ повествователя |
Монолог Диалог Лирические отступления Знаковые имена персонажей Стилевые особенности творчества автора «Онегинская строфа»
|
Модернизм, авангардизм ; Символизм, Футуризм, акмеизм
|
Литературные декларации
|
Лирический герой поэзии модернизма
|
Своеобразие поэтической лексики и синтаксиса
|
«Серебряный век» русской поэзии
|
|
|
Своеобразие поэтической лексики и синтаксиса
|
Основное содержание программы
№п.п. |
Тема
|
Кол-во часов |
Вн.чт. |
Развитие речи (вкл.)
|
1. |
Введение. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. |
1 |
| |
2. |
Из древнерусской литературы |
5 |
|
1 |
3. |
Из литературы XVIII века |
3 |
|
1 |
4. |
Литература первой половины XIX века |
1 |
|
|
|
А.С. Грибоедов |
13 |
|
2 |
|
А.С. Пушкин
|
21 |
|
2 |
|
М.Ю. Лермонтов |
19 |
|
2 |
|
Н.В. Гоголь |
14 |
|
2 |
5. |
Литература второй половины XIX века |
10 |
1 |
1 |
6. |
Из литературы XX века |
15 |
5 |
|
|
Итого: |
102часа
|
6 |
11 (1 – домашнее сочинение) |
Количество классных сочинений – 5Домашних -1
Список произведений для заучивания наизусть
1.Отрывок из «Слова о полку Игореве».
2.Монолог Фамусова (Чацкого) из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
3. М.В.Ломоносов. «Вечернее размышление…»
4.Г.Р.Державин. «Признание».
5.А.С.Пушкин. «Пророк»; «Я помню чудное мгновенье…»; «Я вас любил»; «Я памятниксебе воздвиг нерукотворный…»; отрывок из «Евгения Онегина».
6.М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта»; «Выхожу один я на дорогу»; «И скучно и грустно…»; «Нет, не тебя так пылко я люблю…»; отрывок из «Героя нашего времени».
7.Н.В.Гоголь. Отрывок из «Мертвых душ».
8.Ф.И.Тютчев. «Она сидела на полу…»
9.А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»
10.А.А.Ахматова. «Родная земля».
11.М.И.Цветаева. «Моим стихам…»
Календарно-тематическое планирование
Дата |
№ п/п |
|
Тема урока Д.З. |
|
1. |
|
Введение. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. |
|
|
|
Из древнерусской литературы |
|
2. |
|
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» |
|
3. |
|
Историческая и художественная ценность «Слова…» |
|
4. |
|
Проблема авторства «Слова…»Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. |
|
5. |
|
Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Тест «Герои «Слова…»» |
|
6. |
РР |
Сочинение « «Слово…» и традиции былинного эпоса» |
|
|
|
Из литературы XVIII века |
|
7. |
|
Русский классицизм, эстетические принципы, установки. Значение Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова в развитии поэтического слова. Сентиментализм. Н.М. Карамзин и его роль в совершенствовании литературного языка. |
|
8. |
|
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанровые особенности, идейное звучание. |
|
9. |
|
Семинар «Классицизм в живописи и архитектуре». Сопоставление двух направлений (классицизм, сентиментализм). |
|
|
|
Литература первой половины XIX века |
|
10. |
|
Романтизм, его особенности, гражданское и психологическое течения в русском романтизме. К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, Е.А.Баратынский. Особенности романтического героя. |
|
|
|
А.С. Грибоедов |
|
11. |
|
Жизненный путь и литературная судьба писателя. Музыкальные произведения А.С. Грибоедова |
|
12. |
|
Творческая история комедии «Горе от ума». Время, изображенное в комедии. |
|
13. |
|
Композиция и сюжет. Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Жанр. |
|
14. |
|
Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. |
|
15. |
|
Чацкий и фамусовское общество. Чацкий и Молчалин. |
|
16. |
|
Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. |
|
17. |
|
Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох. |
|
18. |
|
Черты классицизма и романтизма в комедии «Горе от ума». Значение комедии. |
|
19. |
|
Чацкий и Софья. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. |
|
20. |
|
«Горе от ума» в критике. И.А.Гончаров о комедии. Статья «Мильон терзаний» |
|
21. |
РР |
Семинар «Образ Чацкого в русской критике». |
|
22. |
|
Сценическая история комедии «Горе от ума». |
|
23. |
РР |
Сочинение. Письменный отзыв на спектакль «Горе от ума» (театр им. Ф.Волкова) |
|
|
|
А.С. Пушкин |
|
24. |
|
Жизненный и творческий путь. Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики. |
|
25. |
|
Петербургский период творчества. Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. |
|
26. |
|
Лирика любви и дружбы. «К Чаадаеву». Дружеское послание. «Во глубине сибирских руд…» |
|
27. |
|
Южная ссылка. «К морю». Романтическая поэма «Кавказский пленник», художественное своеобразие и проблематика. |
|
28. |
|
Михайловский период творчества поэта. «К***»(«Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил…»,«На холмах Грузии лежит ночная мгла…» |
|
29. |
|
Тема поэта и поэзии в стихотворениях «Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» |
|
30. |
|
Стихотворения «Арион», «Анчар» в творчестве А.С. Пушкина. |
|
31. |
|
Болдинская осень. Реализм «Повестей Белкина». Мастерство писателя в создании характеров. |
|
32. |
|
«Маленькие трагедии». Нравственно-философское звучание пушкинской прозы. |
|
33. |
|
Христианские мотивы в творчестве А.С. Пушкина. «Бесы», «Вновь я посетил…» |
|
34. |
РР |
Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина. |
|
35. |
|
Семинар ««Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики». |
|
36. |
РР |
Обучающее сочинение. Анализ стихотворения А.С. Пушкина. |
|
37. |
|
Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Композиционный замысел. |
|
38. |
|
Жанр романа. Сюжет. «Онегинская строфа». |
|
39. |
|
Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». |
|
40. |
|
Онегин и Ленский. Сопоставительная характеристика героев. |
|
41. |
|
Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. |
|
42. |
|
Картины жизни русского дворянства в романе. Составление цитатного плана. |
|
43. |
|
«Энциклопедизм» пушкинского «свободного романа». Идейный смысл финала романа. |
|
44. |
|
Нравственно-философская проблематика романа. В.Г.Белинский о романе. (Домашнее сочинение «Письмо герою романа А.С.Пушкина»). |
|
|
|
М.Ю. Лермонтов |
|
45. |
|
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Конспектирование статьи. |
|
46. |
|
Темы и мотивы лермонтовской лирики. Ранние стихи поэта. «Нищий», «Монолог». Образы лирических героев в ранних стихах. |
|
47. |
|
Тема свободы и одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова. «И скучно и грустно…», «Нет, я не Байрон…». Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…» |
|
48. |
|
Судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. «Поэт», «Пророк». Символика в стихотворении. |
|
49. |
|
«Смерть Поэта». Пафос стихотворения. Гражданская лирика. |
|
50. |
|
Стихотворение «Молитва». «Когда волнуется желтеющая нива…» Выразительное чтение. Образ природы. |
|
51. |
|
Размышления поэта над судьбами современников в стихотворении «Дума». Философское звучание стихотворения. |
|
52. |
|
Тема любви и одиночества. «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» |
|
53. |
|
Тема родины в лирике поэта. «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива». Тест «Лирика М.Ю. Лермонтова» |
|
54. |
РР |
Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова. |
|
55. |
|
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Замысел романа. |
|
56. |
|
Своеобразие композиции и образной системы романа. Сюжет и фабула в романе. |
|
57. |
|
Автор и его герой. Образ Печорина и образы горцев. Повесть «Бэла». |
|
58. |
|
Печорин и Максим Максимыч. Психологический портрет героя. |
|
59. |
|
Романтическая стилистика и сюжетная динамика повести «Тамань». Печорин в ряду других героев романа. |
|
60. |
|
Композиционный центр романа – повесть «Княжна Мери». Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. |
|
61. |
|
«История души человеческой» как главный объект повествования в романе. Тема судьбы в повести «Фаталист». |
|
62. |
|
В.Г.Белинский о «Герое нашего времени». Тезирование. |
|
63. |
РР |
Обучающее сочинение. Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким». |
|
|
|
Н.В. Гоголь |
|
64. |
|
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Ранние повести писателя. Сборник «Миргород». |
|
65. |
|
Повесть «Шинель». Основной конфликт. |
|
66. |
|
Образ Акакия Акакиевича. Трагическое и комическое в повести. |
|
67. |
|
Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Замысел. |
|
68. |
|
Сюжетно-композиционное своеобразие поэмы. Образ Чичикова. |
|
69. |
|
Образы помещиков. Чичиков и Манилов. Сопоставительная характеристика. |
|
70. |
|
Чичиков и Коробочка. Особенности портрета. |
|
71. |
|
Чичиков и Ноздрев. Помещичий быт в изображении Н.В.Гоголя. |
|
72. |
|
Чичиков и Собакевич. Сопоставление героев. |
|
73. |
|
Плюшкин – последний из героев «помещичьих» глав. Мастерство Н.В.Гоголя в создании характера. |
|
74. |
|
Лирические отступления в поэме. Жанр произведения. |
|
75. |
РР |
Пересказ с элементами цитирования. «Городские» главы в поэме. |
|
76. |
|
Анализ «Повести о капитане Копейкине». |
|
77. |
РР |
Сочинение сопоставительного характера по поэме «Мертвые души». |
|
|
|
Литература второй половины XIX века |
|
78. |
|
Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города». |
|
79. |
|
«История одного города». Сатирические образы героев повести. |
|
80. |
|
Лирическая ситуация 50-80 гг. XIX века. Поэзия Ф.И.Тютчева. Вечные темы и мотивы в лирике. «Есть в осени первоначальной…», «Как весел грохот летних бурь…» |
|
81. |
|
Лирика размышлений и философская лирика поэта. «С поляны коршун поднялся…» |
|
82. |
|
А.А. Фет. Темы и мотивы лирики. Выразительное чтение стихотворений «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…» |
|
83. |
|
Художественное своеобразие стихотворения А.Фета «Какая грусть!..» |
|
84. |
|
Н.А.Некрасов. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии. Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова». |
|
85. |
РР |
Выразительное чтение стихотворений поэтов 2 пол.XIX века. |
|
86.
|
Вн.чт. |
Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики в рассказе «Палата №6». |
|
87. |
Вн.чт. |
Комментированное чтение рассказа А.П.Чехова «Душечка». |
|
|
|
Из литературы XX века |
|
88. |
|
Своеобразие русской прозы рубежа веков. Ранние рассказы М.Горького. «Челкаш». Основной конфликт. |
|
99. |
|
«Челкаш». Проблема человека и человеческого в рассказе. |
|
90. |
|
«Серебряный век» русской поэзии. Лирика Б.Л. Пастернака. «Мне кажется, я подберу слова…» |
|
91. |
|
Лирика А.Ахматовой и М.Цветаевой. Сопоставление лирических героинь поэтов. |
|
92. |
|
Проза М.Шолохова. Русский характер в рассказе «Судьба человека». |
|
93. |
|
Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. |
|
94. |
Вн.чт. |
Тема Великой Отечественной войны в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» |
|
95. |
Вн.чт. |
Тема войны в повести В.Быкова «Сотников». |
|
96. |
|
М.Булгаков «Собачье сердце». Основная проблематика и образы повести. |
|
97. |
|
Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Пафос произведения и авторская позиция. |
|
98. |
|
Литературный процесс 50-80-х годов. Проза А.Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история. Проблематика. |
|
99. |
|
Традиции Н.А.Некрасова в рассказе А.Солженицына. Образы Матрены и рассказчика. |
|
100. |
Вн.чт. |
Поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого. Выразительное чтение. |
|
101. |
Вн.чт. |
Проза В. Распутина. Повесть «Прощание с Матерой». Проблемы современности в повести. Образ современника. |
|
102. |
|
Новейшая проза и поэзия 80-90-х годов. Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы в 5-9 классах обучающиеся должны
Знать/понимать
· образную природу словесного искусства;
· содержание изученных литературных произведений;
· основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX веков;
· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
· основные теоретико-литературные понятия
уметь
· воспроизводить содержание литературного произведения;
· анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализиролвать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
· определять род и жанр произведения;
· сопоставлять литературные произведения;
· выявлять авторскую позицию;
· выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
· аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
· выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера.
Учебно- методический комплект
1. Литературоведческий словарь школьника.- М.: Просвещение, 1987.
2. Программа по литературе для 5 – 11 классов. [Текст]/Авт – сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев.-3-е изд. – М.: Русское слово, 2006.
3. Литература.9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-3-е изд. / С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – М.: Русское слово, 2008
Образовательные электронные ресурсы:
http://www.repetitor.org/Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.
http://mlis.ru/Урок литературы.Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
http://lit.1september.ru/index.phpГазета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
http://www.bulgakov.ru/Булгаковская энциклопедия. Электронная энциклопедия посвящена творчеству русского писателя, она собрала в себе наиболее интересные сведения о жизни и творчестве Булгакова. В энциклопедии можно найти разгадки тайн булгаковской биографии и произведений, познакомиться с прототипами персонажей, прочесть замысловатые шифры "Мастера и Маргариты, "Белой гвардии", "Собачьего сердца", "Роковых яиц", "Бега" и других произведений. Сайт создан по материалам книги Бориса Соколова "Булгаковская энциклопедия".