Воспитательная программа "Ступени к совершенству"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кагальницкая средняя общеобразовательная школа №1

(МБОУ Кагальницкая СОШ№1)

______________________________________________

Воспитательная программа

«Ступени к совершенству»

Классный руководитель:

Вертелецкая Елена Борисовна,

учитель русского языка и литературы

ст. Кагальницкая

2015

Содержание

1. Введение…………………………………………………….4

2. Пояснительная записка…………………………………….6

3. Информационная справка о классе ………………………10

4. Концепция воспитательной программы………………….11

5.Основополагающие принципы……………………………..13

6.Описание идеи……………………………………………….14

7.Механизм построения и функционирования воспитательной программы………………………………………………………16

8.Управление системой…………………………………………23

9.Ожидаемый результат…………………………………………24

10. Критерии эффективности воспитательного процесса……..25

11. Используемая литература…………………………………….27

ВВЕДЕНИЕ

Какими дети рождаются,

Это ни от кого не зависит.

Но чтобы они путём

Правильного воспитания

Сделались хорошими –

Это в нашей власти.

Плутарх

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблемы нравственного и патриотического воспитания становятся одними из актуальнейших.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Учитывая важность и актуальность данного направления в воспитании подрастающего поколения в современных условиях, возникла необходимость разработки воспитательной программы класса нравственно-патриотического направления.

Основная цель которого: историческое, героико-патриотическое и культурно-нравственное воспитание молодежи: формирование личности гражданина-патриота.
При этом решаются следующие задачи:
- формирование у учащихся чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России;
- доведение до учащихся боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами;
- сохранение памяти о великих полководцах, формирование у готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
- воспитание у учащихся готовности к защите Отечества и службе в армии;
- формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством;
- побуждение у учащихся желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям: Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм.
Я считаю, что нравственно-патриотическая работа в классе достигнет своей цели, если в ходе ее проведения в сердца и души учащихся будет заложена мысль о том, что они являются наследниками и продолжателями неувядаемых традиций проявления мужества и героизма своих прадедов, дедов и отцов.

Пояснительная записка

Опыт прошлых лет показывает, что ни одна программа не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Именно система позволяет создать условия для проявления реализации и развития самостоятельности её участников.

Таким образом, построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью.

Главной целью данной воспитательной системы является воспитание патриота Отечества, любящего свою Родину, формирование личности духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных социальных условиях.

Данная воспитательная система разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:

· Конвенции ООН о правах ребенка от 20. 11 1989г.

· Конституции РФ.

· Закона РФ «Об образовании» от 10.07 1992г. №3266.

· Об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 24.07.1998г. №124-ФЗ

· Извлечения из Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. от 29.12.2001г.№1756-р.

· Программы развития воспитания в системе образования России.

· О взаимодействии образовательного учреждения с семьей от 31 01.2001г. № 90/30 -16.

· Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 г.

· Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 г.

· Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (от 11.06.2005г. №422).

Воспитательная программа класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Изучение научно-методической литературы, знакомство с практикой системного подхода в воспитательной деятельности, результаты работы прошлых лет позволяют выделить следующие компонента воспитательной системы.

1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ - представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании и реализации воспитательной системы класса. Данный компонент имеет исключительную важность. Во – первых, именно члены классного сообщества решают какую воспитательную систему создать, как её моделировать и строить. Во– вторых, смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента.

2. ЦЕННОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Воспитание без цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность. В теории и практике воспитания различают три основных цели:

Идеальная цель – это некий идеал, к которому стремятся педагог, школа, общество. Для меня такой целью стало формирование конкурентоспособной и жизнеспособной личности выпускника.

Результативная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника и который планируется достичь за определённый промежуток времени.

Я определила её следующим образом: формирование самостоятельной, ответственной личности, способной успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.

Процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника. Я сформулировала её так: создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.

3. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей.

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Наиболее значимыми можно назвать следующие функции:

· образовательную, или познавательную, направленную на формирование мировоззрения учащихся;

· воспитательную, содействующую социализации учащихся (социализация – это процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм).

· коммуникативную, способствующую взаиморазвитию членов коллектива в процессе общения;

· защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребёнка от негативных влияний среды;

· адаптационную, предполагающую создание условий для развития творческих способностей детей, их самореализацию;

· интегрирующую, занимающуюся сплочением классного сообщества на основе общей деятельности;

· оценочную, или контролирующую, позволяющую выбрать индивиду адекватные его социальным интересам ценности и нормы.

Совместная деятельность членов классного сообщества составляет основу данного компонента. Ключевые дела воспитательной системы строятся по следующим направлениям:

1. гражданско-патриотическое;

2. интеллектуально-познавательное ;

3. классное самоуправление;

4. спортивно-оздоровительное;

5. общение;

6. образ жизни;

7. творчество, досуг;

8. трудовое;

9. работа с родителями.

4. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОМПОНЕНТ.

Каждая воспитательная система имеет среду – свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.

Основным “местом жительства” класса является учебный кабинет, закрепленный за мной и учащимися. В нем происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива.

Воспитательная система класса не должна быть закрытой системой с максимально ограниченными связями и отношениями. Лишь открытость позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться. Поэтому необходимо заботиться об укреплении связей класса со сверстниками из других учебных коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.

Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения. В нашем классе ими стали родители, ветераны войны и труда, заведующая библиотекой школы…

5. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Необходимость данного компонента в программе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Критериями эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:

  • образованность учащихся;
  • воспитанность учащихся;
  • удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;
  • сформированность классного коллектива.

Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.

Данная воспитательная система является долгосрочной. Она разработана сроком на 5 лет (2010-2015 гг.)

Свое название воспитательная программа «Ступени к совершенству» получила благодаря основным этапам - степеням на пути совершенствования личности воспитанников:

1 ступень - этап проектирования и становления системы (2010-2011гг. - 5класс).

2 ступень - этап стабильного функционирования системы (2011-2013 гг. – 6-7 классы).

3 ступень - этап функционирования и завершения функционирования системы (2013-2015 уч. год – 8-9 классы).

Скачать>>>