Контрольная работа "Бессоюзные сложные предложения" (9-10 класс)

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ (БСП)

Вариант I

1. Укажите неверное утверждение.

А. Между предложениями, входящими в состав БСП, могут становиться следующие знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие.

Б. Если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, то между частями БСП становится двоеточие.

В. Запятая между частями БСП ставится, если в них перечисляются какие-то факты.

Г. Если второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов, то между частями БСП ставится тире.

Д. Некоторые БСП синонимичны СПП с придаточным времени.

2. Найдите БСП.

А. Время обдумало, сдуло все лишнее.

Б. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.

В. Дело было вечером, делать было нечего.

Г. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем.

Д.Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.

Е.По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца.

3. Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.

А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.

Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.

В. Дрова все вышли топить нечем.

Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда.

4. Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.

А. Поезд ушел его огни исчезли.

Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.

В. Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.

Г. Не бойтесь вас подстрахуют.

Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

Е. Солнце дымное встает будет день горячий.

5. Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.

А. Чайка прилетела скоро лед пойдет.

Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.

В. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

Г. Любишь кататься люби и саночки возить.

Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.

Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять.

Ж. Богатому не спится богатый вора боится.

6. Найдите, в каких примерах тире стоит между частями БСП.

А. Солнце вешнее, нивы здешние – все тебе отдать бы рад.

Б. Над Россиею – небо синее.

В. Сухая поздняя осень – самое лучшее поэтическое время года.

Г. На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ]: [причина] (знаки препинания не расставлены).

А. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Б. Знойные и сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы.

В. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.

Г. За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше.

8. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.

А. Тропка уходит в поля и в дождь и в осень и в озимь.

Б. Было грустно: и в весеннем воздухе и на потемневшем небе.

В. В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос.

Г. Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу.

9. Произведите синтаксический разбор предложения:

Людям хотелось бы все сохранить: и розы, и снег.

10. Найдите предложения с речевыми ошибками.

А. Обработка результатов испытаний проводилась в два этапа.

Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.

В. За год артель получила более 150 млн рублей денег дохода.

Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

11. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

а) б) в) г)

амф..театр е и и е

п..ртер о о а а

реж..ссер и е и е

акк..мпанемент а а о о

12. Произведите морфемный разбор:

охранительный восхитительный

ВАРИАНТ II

1. Укажите неверное утверждение.

А. В БСП со значением одновременности и последовательности одно предложение отделяется от другого запятой.

Б. Если части БСП осложнены, между ними становится точка с запятой.

В. В БСП ставится тире, если вторая часть поясняет содержание первой.

Г. В БСП со значением противопоставления обычно ставится тире.

Д. Частями БСП могут быть распространенные и нераспространенные предложения.

2. Найдите БСП.

А. Многие видел я страны, счастья искал повсюду, только удел желанный больше искать не буду.

Б. День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем.

В. Ветер первую зелень качает, прошлогодние мнет камыши.

Г. Мы идем и любуемся рожью, гладим колос любовно рукой.

Д. Серп луны в просвете тучи с грустью тихою глядит, под ветвями ив плакучих тускло воду золотит.

Е. Зарозовели вечера, степные хлынули ветра.

3. Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.

А. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.

Б. Ветер подул с гор будет дождь.

В. Льется теплый воздух в комнаты шумят воробьи на сирени.

Г. Он ждал расспросов она молчала и смотрела в окно.

Д. Слабо шурша, падали шишки вздыхая, шумел лес.

4. Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.

А. Я смотрю на часы мы точно выполняем расчеты штурмана.

Б. Улетели птицы за море миновало время жатв.

В. Был вечер на небе блистали яркие звезды.

Г. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки.

Д. Я доверяю любящим они великодушны.

Е. У альпинистов есть золотое правило нельзя терять высоту.

5. Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.

А. Дождик кончился сразу туча пошла дальше.

Б. Распахнули окна запах сосен вступил на веранду.

В. Дождь прошел вечернее небо очистилось.

Г. Печален я со мною друга нет.

Д. Лес рубят щепки летят.

Е. Не ветер бушует над бором не с гор побежали ручьи Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

Ж. Я поднял глаза над садом торжественно и радостно сияло небо.

6. Найдите, в каком примере двоеточие стоит между частями БСП.

А. Все пленяло меня в театре: и частые огоньки рампы, и семена декораций, и игра актеров.

Б. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

В. Обо мне все люди скажут: сердцем чист и не спесив.

Г. Ах, как трудно все на свете: служба, жизнь, зима, война.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ] – [следствие] (знаки препинания не расставлены).

А. За холмами глухо прогремел гром подуло свежестью.

Б. Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная тьма.

В. Мы знали крепче непогоды прочнее стали человек.

Г. Прошли дожди не проехать нам по лесным болотистым дорогам.

8. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.

А. В землянке крутится дымок и копоти и масла запах.

Б. Он видит яркий Казахстан: хребты и степи, и станицы.

В. Шоферы выскакивали с лопатами и ломами, и бежали вперед.

Г. Вынули рамы и весна ворвалась в комнату с новой силой.

9. Произведите синтаксический разбор предложения:

Мне нравятся слова простые: хлеб, вода, поленья.

10. Найдите предложения с речевыми ошибками.

А. Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.

Б. Эти странные события имели большое значение для него.

В. Это неожиданное назначение играет большую роль в его жизни.

Г. Нас поразили дешевые цены на научные и научно-популярные книги.

Д. Крупные ученые никогда не бывают узкими специалистами.

Е. Игра артистов произвела на зрителей огромное впечатление.

11. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

а) б) в) г)

п..лисадник о а о а

эк..логия а о о а

пр..гноз о о а о

иде..логия а о а о

м..заика а о о о

12. Произведите морфемный разбор:

монополистический мучительный

Скачать>>>