Урок русского языка в 5 классе "Морфемный разбор слова"

Тема: МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА.

Цели:

  1. дидактическая: продолжить формирование навыка морфемного разбора слова;
  2. коррекционно-развивающая: коррекция логического мышления на основе упражнений и воспитание внимания и усидчивости у учащихся;
  3. воспитательная: формировать мотивацию к учению.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация по теме морфемный разбор слова, карточки индивидуальной работы.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Целеполагание.

II. Изучение нового материала (с использованием мультимедиапроектора).

Тема изложена на слайдах презентации, которые комментируются учителем.

Учащиеся записывают материал в тетради по ходу объяснения.

1. Фронтальный опрос.

- Кто мне скажет, что обозначает слово морфемика? Знаком ли вам этот термин? (слайд 3)

Морфемика – это раздел, который изучает морфемный разбор, иначе разбор слова по составу.

- Помните ли вы, что такое морфемный анализ слов? Как он проводится?

- Чтобы сделать морфемный разбор слова или разобрать слово по составу, необходимо знать из каких частей (морфем) строятся слова.

-Давайте дадим определение каждой морфеме.

- Что такое корень? (слайд 4)

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение, общее для всех однокоренных слов: вода, водяной, паводок, водный.

- Приведите ваши примеры однокоренных слов.

- Что такое приставка? (слайд 5)

Приставка – значимая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов: ехать – приехать, уехать, заехать, переехать. Приставка находится перед корнем.

- Приведите примеры однокоренных слов с разными приставками.

- Итак, мы сделаем разбор слова по составу на слове «прекрасна».

- Что такое суффикс? (слайд 6)

Суффикс – значимая часть слова, которая, как правило, служит для образования новых однокоренных слов: человек, человечек, человеческий. Суффикс находится после корня.

- Приведите примеры однокоренных слов с разными суффиксами.

- Что такое окончание? (слайд 7)

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для образования грамматических форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений и глаголов: терем¨, у терема, к терему; я тужу, ты тужишь, он тужит. Таким образом, окончание имеет грамматическое значение.

- Дайте примеры форм одного слова с разными окончаниями.

- Теперь, когда мы вспомнили морфемы, мы можем перейти к морфемному разбору.

2. Морфемный разбор слова. (слайд 8)

(слайд 2) «Я ль, скажи мне всех милее,

Всех румяней и белее? »

Что же зеркальце в ответ?

«Ты прекрасна, спору нет…»

- Кто вспомнит, из какого произведения эти строки?

- А вот и слово, которое мы будем разбирать «прекрасна».

Шаг 1. (слайд 10)

- Выделяем окончание и определяем его грамматическое значение.

- Что нужно сделать, чтобы выделить окончание слова «прекрасна»?

- Нужно изменить его. Это краткое прилагательное, оно изменяется по числам и родам. ( Прекрасен, прекрасно, прекрасны).

- Мы видим часть слова, которая меняется (по окончаниям на сноске)

Следовательно, в слове «прекрасна» окончание–«а».

- Оно имеет грамматическое значение единственного числа женского рода. Обратите внимание на то, как обозначается окончание.

- Если мы выделили окончание, нам легко определить основу слова. (слайд 11)

- Почему?

Основа – это часть слова без окончания: у терема, пирожок¨.

- Основа прекрасн-.

- Итак, в слове «прекрасна» окончание –а. Проверяем с помощью форм прекрасен, прекрасно, прекрасны. Окончание обозначает, что краткое прилагательное стоит в единственном числе женском роде.

Основа – прекрасн а .

Продолжаем наш разбор .

Шаг 2. (слайд 12)

- Определим корень слова.

- Как это сделать?

- Нужно подобрать однокоренные слова: красный, краса, красивый.

- Мы видим, что их общая часть, а значит, корень -крас-. В нем заключено общее для всех этих слов лексическое значение. Я думаю, вы знаете, что в старину слово «красный» имело значение «красивый».

Итак, корень в слове «прекрасна» – -крас-. Однокоренными словами являются красный, краса, красивый.

Шаг 3. (слайд 13)

- Нужно определить, какие ещё морфемы есть в слове.

- Есть ли приставка в этом слове?

- Да, перед корнем приставка пре-.

- Какое значение она придаёт прилагательному?

- Образуем другие прилагательные с такой же приставкой: предобрый, премилый, премудрый. Очевидно, что приставка «пре» во всех этих прилагательных имеет значение «весьма», «очень».

- Есть ли в слове суффикс?

- Да, это суффикс н. Он стоит после корня перед окончанием.

- Какова его роль?

- Мы видим, что с помощью этого суффикса от существительных образуются прилагательные: беда – бедный; вред – вредный; честь – честный и… краса – красный.

- Вот мы и сделали морфемный разбор слова «прекрасна».

Выводы на доску. (слайд 14)

(слайд 15). В слове «прекрасна» окончание –а. Проверяем с помощью форм прекрасен, прекрасно, прекрасны. Окончание обозначает, что краткое прилагательное стоит в единственном числе женском роде. Основа – прекрасн-.

(слайд 16). Корень в слове прекрасна – -крас-. Однокоренными словами являются красный, краса, красивый.

(слайд 17). В слове прекрасна есть приставка пре-, она имеет значение «очень», «весьма».

(слайд 18). В слове прекрасна есть суффикс –н-. С помощью этого суффикса от существительного образовалось прилагательное.

Итак, Порядок разбора: (слайд 19)

Шаг 1. Выделить окончание, объяснить его значение. Выделить основу слова.

Шаг 2. Выделить корень слова, подобрав однокоренные слова.

Шаг 3. Выделить приставки и суффиксы. Объяснить, если возможно значение приставок и суффиксов.

III. Физминутка. (Выполняется стоя).

1). Сделать 3-4 раза круговые движения головой.

2). 1. – Руки согнуты перед грудью. 1-2 - два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3-4 – то же прямыми руками. Повторить 5-7 раз. Темп средний.

3). Несколько раз открыть/закрыть глаза.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Морфемный разбор слова.

Один учащийся работает у доски, остальные самостоятельно.

Лесной, перелесок, приморский, прогуляться, многолетний.

2. Работа с отрывком из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Долго царь был неутешен

Но как быть? И он был грешен;

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвит молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла…

Сделайте морфемный разбор выделенных в тексте слов. Впишите части слов в таблицу. Если в слове нет какой-нибудь морфемы, напишите: нет. Если окончание нулевое, так и напишите.

слова для разбора

окончание

основа

корень

приставка

суффикс

неутешен

нулевое

неутешен

теш

не, у

ен

прошёл

нулевое

прошёл

шё

про

л

пустой

ой

пуст

пуст

нет

нет

молодица

а

молодиц

молод

нет

иц

умом

ом

ум

ум

нет

нет

3. Работа со схемами.

Нужно подобрать слова, которые подходят к схемам.

V. Итог урока.

- Что же такое морфемный разбор слова?

- В какой последовательности нужно его выполнять?

VI. Домашнее задание.

Упр. 178 на с.74, сделать морфемный разбор слов: пришкольный, бегает, новизна.

Выставление оценок. 

Скачать>>>