Конспект урока русского языка (с требованиями ФГОС)
Учитель русского языка и литературы МБОУ Кагальницкой СОШ №1
Шемякина Елена Викторовна
Предмет русский язык Класс 5в
Тема урока: Написание И-Ы после Ц
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Деятельностная цель: организация работы в группах и парах для открытия и закрепления нового материала.
Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц;
смогут на практике применять теоретические знания;
- личностные УУД:
-регулятивные УУД:
- Коммуникативные УУД:
- Познавательные УУД:
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, ИД, ватманы, маркеры.
Технологическая карта урока русского языка
«Буквы И-Ы после Ц»
5в класс
(УМК С.И.Львовой, В.В.Львова)
Этап урока |
Цели этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД | ||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные | ||||
1.Организационный момент. |
Организовать направленное внимание на начало урока. |
Проверяет готовность рабочих мест. Создает положительный настрой учащихся на урок. |
Готовятся к уроку.
|
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям. |
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
- |
2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
Создать условия для совершенствования своего лексического запаса языка через устное повторение по теме «О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне» через словарный диктант. |
Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний. Предлагает детям: - вспомнить материал по теме ««О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне»; -сообщает следующее задание, связанное с определением понятий, формулировкой темы урока. Лист ИД
|
Вспоминают материал по темам «О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне» , объясняют написание слов. По созданной проблеме с написанием слов с ц формулируют тему урока.
|
Проявление познавательной активности
|
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.
|
Повторение пройденного материала По темам «О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне» |
3. Этап к мотивации учебной деятельности. |
Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. |
Создаёт проблемную ситуацию на уроке.
Перед вами слова: Цирк, циркуль,улицы. - Что вы можете сказать про данные слова? Задает вопрос: Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц. - Ребята, а каким путём мы сегодня с вами пойдём, чтобы достичь данной дели? |
Выясняют с помощью дискуссии, что им необходимо для достижения поставленной в начале урока цели (выясняют, в чем схожесть и различие данных слов, высказывают свою точку зрения).
Выбирают тот маршрут, по которому смогут вывести правило написания букв И-Ы после Ц (это может быть интернет, учебник, справочная литература, работа в группах и т.д.). |
|
Развитие умения постановки познавательной цели.
|
|
4. Этап реализации построения проекта. Самостоятельная работа с самопроверкой и оцениванием. |
Сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц.
|
Демонстрирует слова (карточка №1), предлагает сравнить данные слова и сформулировать правило.
Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде кластеров, таблиц.
Выслушивает доказательства каждой группы, задаёт вопросы.
Организует самопроверку с помощью учебника.
Предлагает проговорить правило в парах.
|
Высказывают свою точку зрения, работают в группах, объединяя слова по схожим признакам. В каждой группе лежат ватманы и маркеры, где они фиксируют свои результаты и наблюдения. Демонстрируют свои «продукты» классу.
Задают выступающим вопросы.
Выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки в своих работах. Проговаривают правило в парах.
|
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в группах.
Проявляют познавательную самостоятельность и активность
Осознание ответственности за общее дело
Умение выступать перед классом.
|
Аргументация своего мнения.
Высказывание своего мнения.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информации. по ходу выполнения задания.
|
Грамотное построение устного высказывания.
Работа со справочной литературой.
|
5. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
|
Создать у детей представление о том, как используется данная орфограмма и закрепить её на практике.
|
Организует работу с ИД, в группах. Предлагает ответить на вопросы.
|
Работают по карточкам, кластерам, таблицам, объясняя свои действия.
Отвечают на вопросы
|
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности
|
Работа по алгоритму, по предложенному правилу. Аргументация своего мнения. |
Закрепление знаний по данной орфограмме.
|
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
8. Домашнее задание |
Сформировать личную ответственность за результаты деятельности.
Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала.
|
Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Предлагает совместно (на шкале) выявить недостатки знаний и умений по данной теме.
Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания |
Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности через разработанную шкалу.
|
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Понимать личную ответственность за результаты деятельности
Самооценка на основе критерия успешности.
|
Рефлексия способов и условий действия.
Оценивать свою деятельность на уроке. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения.
|
|
Карточка 1
Цистерна, циркуль, сестрицын, границы, станция, куницын, цитата, гостиницы, полиция, цикорий, лекция, улицы.
карточка 2
Комментированное письмо. Вставьте буквы, объяснить написание того или иного слова.
Станц-я, ц-почки, ц-трус, ц-ркач, сестриц-н, глупц-, дисц-плина, ц-ган, гусениц-, круглолиц-й, ц-нга, ц…новка, Грец-я.
Карточка 3.
Первая группа: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные:
синица, волчица, кормилица, тигрица
Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и:
Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами
Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с –и-ы
Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, милиц…я, пунктуац…
четвёртая группа: Найдите лишнее слово
Ц…стерна, ц….ган, ц…ркуль, ц…линдр.
Информац…я, полиц…я, ц….кады, эволюц…я.