В России издаются тысячи наименований различной периодики. Это так называемая официальная пресса. Выходят независимые газеты и журналы. Имеют свои органы печати политические партии. В последнее время появляется частная периодика. С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысились возможности выпуска печатных изданий, улучшились условия труда.
А нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: и отзывы, и отклики, отражающие важные школьные события, и интервью с учителями, учениками и гостями школы, и первые пробы пера и т.д.
Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.
Особенности программы
Программа объединения “ Пресс-школа юнкоров ” составлена на основе программы “Журналистика в школе” Спириной Н.А.., Волгоград. «Учитель».2008
Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся 6-11 классов. Программа является краткосрочной. Она рассчитана на один учебный год. Средством достижения цели и задач юнкоровского образования является формирование культурного и грамотного человека, поэтому особое место в программе отводится теории журналистики. На занятиях учащиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас.
Обучение юнкоров строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, пресс-конференции, дискуссии, творческие задания, экскурсии, творческая лаборатория в газете).
Поэтому программа направлена на выработку у учащихся основных умений: - владение теорией газетных жанров;
- умение грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки;
- умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения и этики и эстетики;
- умение вести беседу;
- умение определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;
- умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведение искусства (фильм, спектакль, художественную выставку, концерт).
В отличие от предметных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако может включать такие формы работы как теле-, видиопросмотр проблемных художественных фильмов, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций в газету.
Отличительной особенностью содержания данного курса является то, что он постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности). Учащиеся, рассказывая в газете об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом.
Курс по журналистике не предполагает каких-либо специальных зачетных или экзаменационных часов. Однако для оценки эффективности проводимых занятий работают творческие лаборатории, по итогам которых заметки юнкоров рекомендуются в газету.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
Основные принципы деятельности.
Цель: формирование учащегося-юнкора, способного к полноценному восприятию духовной культуры; формирование системы начальных знаний, умений, навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации.
Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, развивают свои творческие и коммуникативные способности. Осваивают первичные навыки работы с текстом на компьютере.
Возраст детей 10-16 лет. В этом возрасте учащиеся уже имеют первоначальные навыки работы на компьютере. Это является одним из важных условий, способствующих успешному усвоению программы.
Основанием для приема учащихся является наличие интереса к журналистскому делу, умение пользоваться компьютером.
Нагрузка учащихся – 2 часа в неделю (1 занятие - 2 часа).
Формы и методы работы по программе.
Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.
Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы работы, как социологические опросы, создание баз данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).
Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, экскурсии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Теоретич часы |
Практ часы |
Всего |
1. |
Краткое введение в историю журналистики |
6 |
2 |
8 |
2. |
Основы журналистики |
17 |
13 |
30 |
3. |
Художественно-техническое оформление издания |
10 |
20 |
30 |
4. |
Редакционно-издательская деятельность |
2 |
2 |
4 |
|
ИТОГО |
35 |
37 |
72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I Раздел. Краткое введение в историю журналистики
Теория: Профессия – журналист. История возникновения журналистики. Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Современные детские и подростковые СМИ.
Практика: знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.
II Раздел. Основы журналистики.
Теория: знакомство с основными жанрами журналистики: информация, заметка, репортаж, интервью, статья, очерк, рецензия, зарисовка, эссе, фельетон…
Практика: анализ видов информации. Анализ средств массовой информации.
III Раздел. Художественно-техническое оформление издания.
Теория: структура издания, особенности верстки; знакомство с типами и видами школьных газет. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.
Практика: обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации, практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата). Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи. Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом. Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для газеты «Школьные годы». Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Обработка результатов. Оформление полученных результатов для газеты.
IV Раздел. Редакционно-издательская деятельность..
Теория: особенности журналистского труда. Этика поведения журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.
Практика: анализ работы школьного «Пресс-центра».
Календарно - тематическое планирование занятий
№ п/п |
Тематика занятий |
Кол-во часов |
дата | |
теор
|
практ
| |||
I. Краткое введение в историю журналистики – 8ч. | ||||
1 |
Газетный мир |
2 |
|
|
2 |
Как и почему возникла журналистика |
2 |
|
|
3 |
Из истории детской прессы |
2 |
|
|
4 |
Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ |
|
2 |
|
II. Основы журналистики – 30ч. | ||||
1 |
Знакомство с деловым жанром. Мастерская жанров. |
2 |
|
|
2 |
Информация (новость) |
1 |
1 |
|
3 |
Заметка |
1 |
1 |
|
4 |
Отчет |
1 |
1 |
|
5 |
Репортаж |
1 |
1 |
|
6 |
Интервью. |
1 |
1 |
|
7 |
Опрос. Пресс-релиз. |
1 |
1 |
|
8 |
Обозрение. Комментарий. |
1 |
1 |
|
9 |
Рецензия. Корреспонденция. |
1 |
1 |
|
10 |
Статья. |
1 |
1 |
|
11 |
Очерк |
1 |
1 |
|
12 |
Зарисовка. |
1 |
1 |
|
|
Спец выпуск «Новогодняя карусель» |
|
2 |
|
13 |
Фельетон. Памфлет |
1 |
1 |
|
14 |
Эссе. |
1 |
1 |
|
15 |
Культура речи. |
2 |
|
|
III. Художественно-техническое оформление издания - 28 ч. | ||||
1 |
Структура издания |
4 |
|
|
2 |
Делаем газету. Верстка. |
2 |
12 |
|
3 |
Заголовки и иллюстрации. |
2 |
6 |
|
4 |
Типы и виды школьных газет. |
2 |
2 |
|
IV. Редакционно-издательская деятельность – 4ч. | ||||
1 |
Особенности журналистского труда |
2 |
|
|
2 |
школьный пресс-центр |
2 |
|
|
итого: 72ч. |
35 |
37 |
|
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
ДОСУГОВАЯ РАБОТА
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
1. Предварительный контроль:
Выявление подготовленности ребенка - владение навыками работы на компьютере (собеседование, практические задания, упражнения)
2. Промежуточный контроль:
Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Диагностика формирования коммуникативных навыков, развития творческих способностей.
3. Заключительный контроль: полученные за учебный год умения и навыки (выпуск газеты).
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕКОГО КОНТРОЛЯ
№ п/п |
Сроки |
Знания, умения, навыки, которые контролируются |
Форма подведения итогов |
2. |
Ноябрь |
Умение анализировать источники информации |
Сравнительный анализ СМИ (газеты и журналы) |
3. |
Декабрь |
Умение написать заметку, составить репортаж, фоторепортаж |
Готовый материал для газеты |
4. |
Февраль |
Умение набирать и форматировать текстовую информацию |
Презентация работ “Моя визитная карточка” |
6. |
Апрель |
Умение оформлять статью в соответствии с принятыми стандартами |
Готовая статья в школьную газету |
7. |
Май |
Полученные за учебный год умения и навыки |
Выпуск газеты |
Результативность программы.
Основными показателями работы по данной программе являются:
1. рост спроса на услуги объединения «Пресс-школа юнкоров»;
2. повышение степени удовлетворенности детей и их родителей от деятельности объединения;
3. отсутствие травматизма на занятиях объединения;
4. приобретение детьми новых знаний и умений, т.е. нового положительного жизненного опыта.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия проводятся в кабинете, оборудованном необходимыми техническими средствами: компьютер, проектор. Материальное обеспечение – наличие фотоаппарата, видеокамеры. Необходимы также бумага и краска для принтера, ватманы, маркеры, фломастеры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журналистика в школе. Спирина Н.А., Волгоград., «Учитель». 2008
2. Газета “Класс”. Учредитель – Администрация Ростовскиой области.
3. Приложение к газете «Кагальницкие вести» «Школьник . RU».
4. Газета “Кагальницкие вести”.
5. Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. “Азбука журналистики”
6. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.//Практика административной работы в школе. №6. 2005