Дополнительная образовательная программа «Школа юнкоров»

Колесникова Ирина Михайловна

Автор: И.М. Колесникова, педагог дополнительного образования

В России издаются тысячи наименований различной периодики. Это так называемая официальная пресса. Выходят независимые газеты и журналы. Имеют свои органы печати политические партии. В последнее время появляется частная периодика. С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысились возможности выпуска печатных изданий, улучшились условия труда.

А нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: и отзывы, и отклики, отражающие важные школьные события, и интервью с учителями, учениками и гостями школы, и первые пробы пера и т.д.

Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.

Особенности программы

Программа объединения “ Пресс-школа юнкоров ” составлена на основе программы “Журналистика в школе” Спириной Н.А.., Волгоград. «Учитель».2008

Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся 6-11 классов. Программа является краткосрочной. Она рассчитана на один учебный год. Средством достижения цели и задач юнкоровского образования является формирование культурного и грамотного человека, поэтому особое место в программе отводится теории журналистики. На занятиях учащиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас.

Обучение юнкоров строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, пресс-конференции, дискуссии, творческие задания, экскурсии, творческая лаборатория в газете).

Поэтому программа направлена на выработку у учащихся основных умений: - владение теорией газетных жанров;

- умение грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки;

- умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения и этики и эстетики;

- умение вести беседу;

- умение определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;

- умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведение искусства (фильм, спектакль, художественную выставку, концерт).

В отличие от предметных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако может включать такие формы работы как теле-, видиопросмотр проблемных художественных фильмов, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций в газету.

Отличительной особенностью содержания данного курса является то, что он постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности). Учащиеся, рассказывая в газете об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом.

Курс по журналистике не предполагает каких-либо специальных зачетных или экзаменационных часов. Однако для оценки эффективности проводимых занятий работают творческие лаборатории, по итогам которых заметки юнкоров рекомендуются в газету.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:

Основные принципы деятельности.

  1. Демократичность и гуманность, безопасность занятий.
  2. Единство воспитательной и оздоровительной работы.
  3. Учет интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков.
  4. Развитие инициативы и самостоятельности ребят. Возможность проявления способностей детей в различных видах деятельности.

Цель: формирование учащегося-юнкора, способного к полноценному восприятию духовной культуры; формирование системы начальных знаний, умений, навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации.

Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, развивают свои творческие и коммуникативные способности. Осваивают первичные навыки работы с текстом на компьютере.

Возраст детей 10-16 лет. В этом возрасте учащиеся уже имеют первоначальные навыки работы на компьютере. Это является одним из важных условий, способствующих успешному усвоению программы.

Основанием для приема учащихся является наличие интереса к журналистскому делу, умение пользоваться компьютером.

Нагрузка учащихся – 2 часа в неделю (1 занятие - 2 часа).

Формы и методы работы по программе.

Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.

Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы работы, как социологические опросы, создание баз данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).

Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, экскурсии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Теоретич часы

Практ часы

Всего

1.

Краткое введение в историю журналистики

6

2

8

2.

Основы журналистики

17

13

30

3.

Художественно-техническое оформление издания

10

20

30

4.

Редакционно-издательская деятельность

2

2

4

ИТОГО

35

37

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I Раздел. Краткое введение в историю журналистики

Теория: Профессия – журналист. История возникновения журналистики. Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Современные детские и подростковые СМИ.

Практика: знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.

II Раздел. Основы журналистики.

Теория: знакомство с основными жанрами журналистики: информация, заметка, репортаж, интервью, статья, очерк, рецензия, зарисовка, эссе, фельетон…

Практика: анализ видов информации. Анализ средств массовой информации.

III Раздел. Художественно-техническое оформление издания.

Теория: структура издания, особенности верстки; знакомство с типами и видами школьных газет. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.

Практика: обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации, практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата). Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи. Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом. Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для газеты «Школьные годы». Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Обработка результатов. Оформление полученных результатов для газеты.

IV Раздел. Редакционно-издательская деятельность..

Теория: особенности журналистского труда. Этика поведения журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.

Практика: анализ работы школьного «Пресс-центра».

Календарно - тематическое планирование занятий

№ п/п

Тематика занятий

Кол-во часов

дата

теор

практ

I. Краткое введение в историю журналистики – 8ч.

1

Газетный мир

2

2

Как и почему возникла журналистика

2

3

Из истории детской прессы

2

4

Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ

2

II. Основы журналистики – 30ч.

1

Знакомство с деловым жанром. Мастерская жанров.

2

2

Информация (новость)

1

1

3

Заметка

1

1

4

Отчет

1

1

5

Репортаж

1

1

6

Интервью.

1

1

7

Опрос. Пресс-релиз.

1

1

8

Обозрение. Комментарий.

1

1

9

Рецензия. Корреспонденция.

1

1

10

Статья.

1

1

11

Очерк

1

1

12

Зарисовка.

1

1

Спец выпуск «Новогодняя карусель»

2

13

Фельетон. Памфлет

1

1

14

Эссе.

1

1

15

Культура речи.

2

III. Художественно-техническое оформление издания - 28 ч.

1

Структура издания

4

2

Делаем газету. Верстка.

2

12

3

Заголовки и иллюстрации.

2

6

4

Типы и виды школьных газет.

2

2

IV. Редакционно-издательская деятельность – 4ч.

1

Особенности журналистского труда

2

2

школьный пресс-центр

2

итого: 72ч.

35

37

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

ДОСУГОВАЯ РАБОТА

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

1. Предварительный контроль:

Выявление подготовленности ребенка - владение навыками работы на компьютере (собеседование, практические задания, упражнения)

2. Промежуточный контроль:

Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Диагностика формирования коммуникативных навыков, развития творческих способностей.

3. Заключительный контроль: полученные за учебный год умения и навыки (выпуск газеты).

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕКОГО КОНТРОЛЯ

№ п/п

Сроки

Знания, умения, навыки, которые контролируются

Форма подведения итогов

2.

Ноябрь

Умение анализировать источники информации

Сравнительный анализ СМИ (газеты и журналы)

3.

Декабрь

Умение написать заметку, составить репортаж, фоторепортаж

Готовый материал для газеты

4.

Февраль

Умение набирать и форматировать текстовую информацию

Презентация работ “Моя визитная карточка”

6.

Апрель

Умение оформлять статью в соответствии с принятыми стандартами

Готовая статья в школьную газету

7.

Май

Полученные за учебный год умения и навыки

Выпуск газеты

Результативность программы.

Основными показателями работы по данной программе являются:

1. рост спроса на услуги объединения «Пресс-школа юнкоров»;

2. повышение степени удовлетворенности детей и их родителей от деятельности объединения;

3. отсутствие травматизма на занятиях объединения;

4. приобретение детьми новых знаний и умений, т.е. нового положительного жизненного опыта.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия проводятся в кабинете, оборудованном необходимыми техническими средствами: компьютер, проектор. Материальное обеспечение – наличие фотоаппарата, видеокамеры. Необходимы также бумага и краска для принтера, ватманы, маркеры, фломастеры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журналистика в школе. Спирина Н.А., Волгоград., «Учитель». 2008

2. Газета “Класс”. Учредитель – Администрация Ростовскиой области.

3. Приложение к газете «Кагальницкие вести» «Школьник . RU».

4. Газета “Кагальницкие вести”.

5. Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. “Азбука журналистики”

6. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.//Практика административной работы в школе. №6. 2005