Вклад ученых-лингвистов в науку

Цель проведения данного мероприятия:

- развитие интеллектуального творчества учащихся;

- привлечение их к познавательной и исследовательской деятельности;

- знакомство с учёными- лингвистами и их вкладом в науку.

Задачи:

1. Формирование открытой развивающей сферы, создающей предпосылки к широкой общественной дискуссии и свободному обмену мнениями.

2. Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.

3. Организация научно исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

4. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.

Оборудование: Мультимедийный проэкт

Открытие лаборатории:

1. Сообщение учащегося 8в класса Рыбченко Руслана о дате проведения Дня науки и об утверждении этого праздника.

Над буйным хаосом стихийных сил

Сияла людям Мысль, как свет в эфире.

Исканьем тайн дух человека жил,

Мощь разума распространялась в мире.

- Упали в прах обломки суеверий,

Наука в правду превратила сон:

В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,

Познав составы звезд и жизнь бактерий.

- Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей?

- Что было бы? Пришла бы снова

Хаоса мрачная пора.

Лучам приветственное слово.

Науке - громкое “Ура”!

Сегодня по уже сложившейся традиции в нашей школе – День науки!

Этот праздник был учреждён в 1999 году указом президента России №717 «Об установлении Дня российской науки».

Сегодня уместно вспомнить слова Антона Павловича Чехова, который утверждал: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя».

В 90-е годы по известным причинам День российской науки был незаслуженно забыт. До того, в СССР день науки праздновался в третье воскресенье апреля.

Сегодня этот очень уважаемый нами праздник в России приурочен к дате основания РАН (Российской академии наук), учреждённой по повелению Петра I указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года. В 1724 году была основана Академия наук, которая в 1925 году была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 году - в Российскую Академию Наук. 7 июня 1999 года Указом президента Российской Федерации была возрождена традиция празднования 8 февраля Дня российской науки. В Указе говорится, что праздник российской науки был установлен «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии Наук».

В настоящее время в структуру Российской академии наук (РАН) входят девять отделений по областям и направлениям науки, и три региональных отделения, а также 15 региональных научных центров.

Всему миру известны имена российских учёных: М.В. Ломоносов, Д.К. Чернов, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, Н.Г. Гиршович, Э.К. Циолковский, П.Л. Капица, П.П. Аносов, Л.Д. Ландау, И.В. Курчатов, А.П. Александров, С.П. Королев, А.Ф. Иоффе и многие другие.

: Храните науку! Священные узы ее и искусства!

И в самые тяжелые, трудные годы и дни,

В лютый мороз, нестерпимый зной.

Несмотря на угрозы, боль заглушая,

Назло всем печалям и бедам, помните.

Вы – дети Земли! Вы – молодость мира ее!

Так пусть же символом сегодняшнего дня станет мудрая сова

2. Вступительное слово учителя Дёминой Т.А. об учёных-лингвистах, внёсших вклад в науку.

«Языкознание (лингвистика)- наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира.

Языкознание развивалось на Древнем Востоке: в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии

( 5-4 вв. до н. э.)

Лингвист (языковед)—ученый, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению).

В России в к.19 века сложились две большие лингвистические школы- Московская и Казанская. Их основателями были два великих русских лингвиста - Филипп Фёдорович Фортунатов и Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.

Представителя Московской лингвистической школы были: Шахматов А.А, Ушаков Д.Н., Покровский М.М., Пешковский А.М., Реформатский А.А. Аванесов Р.И. и другие.

Представители Казанской лингвистической школы:
Александров Александр Иванович, Архангельский Александр Семенович, Богородицкий Василий Алексеевич,Булич Сергей Константинович,Владимиров Петр Владимирович и другие.

3. Выступление учащихся 8а и 8в классов с исследовательскими работами, показ презентаций.

1. Вклад М.В.Ломоносова в науку- Петрова Ирина.

2. Сообщение о Д.Н.Ушакове- создателе толкового словаря- Мирошина Анна.

3. Ф.Ф.Фртунатов и И.А. Бодуэн-основатели лингвистической школы- Зайцева Ирина.

4. В.И.Даль-составитель толкового словаря- Давитян Виктория.

5. Сообщение о Л.В.Щерба-выдающемся русском учёном- Чумаченко Ольга.

6. Рассказ о ценных научных исследованиях А.А.Шахматова- Мирошина Анастасия.

7. Подведение итогов конференции.

8. Награждение.

Регламент работы лаборатории:

Доклады учащихся - до 5-7 минут.

Защита состоит из 2 частей:

1. выступление автора - до 7 мин.

2. обсуждение и вопросы учащихся

Подведение итогов урока:

1. Русский язык – это научная система.

2. Русские лингвисты внесли огромный

вклад в развитие как мирового, так и

отечественного языкознания.

3. Российские ученые - пример для молодого поколения.

4. Школьникам необходимо развивать аналитическое мышление и речь, осваивать приемы научно-исследовательской работы при изучении родного языка и основ науки о языке.

5.. К большому терпенью
Придет и уменье.
Они нам удачу несут,
И в жизни, поэтому вместе
шагают науки и труд.

Грамотами за интересную исследовательскую работу были отмечены:

1. Чумаченко Ольга, 8в

2. Мирошина Анастасия, 8в

3. Мирошина Анна. 8в

4. Пашковец Сергей, 8а

5. Зайцева Кристина, 8в

Скачать>>>