Цель проведения данного мероприятия:
- развитие интеллектуального творчества учащихся;
- привлечение их к познавательной и исследовательской деятельности;
- знакомство с учёными- лингвистами и их вкладом в науку.
Задачи:
1. Формирование открытой развивающей сферы, создающей предпосылки к широкой общественной дискуссии и свободному обмену мнениями.
2. Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
3. Организация научно исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
4. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.
Оборудование: Мультимедийный проэкт
Открытие лаборатории:
1. Сообщение учащегося 8в класса Рыбченко Руслана о дате проведения Дня науки и об утверждении этого праздника.
Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире.
- Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звезд и жизнь бактерий.
- Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
- Что было бы? Пришла бы снова
Хаоса мрачная пора.
Лучам приветственное слово.
Науке - громкое “Ура”!
Сегодня по уже сложившейся традиции в нашей школе – День науки!
Этот праздник был учреждён в 1999 году указом президента России №717 «Об установлении Дня российской науки».
Сегодня уместно вспомнить слова Антона Павловича Чехова, который утверждал: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя».
В 90-е годы по известным причинам День российской науки был незаслуженно забыт. До того, в СССР день науки праздновался в третье воскресенье апреля.
Сегодня этот очень уважаемый нами праздник в России приурочен к дате основания РАН (Российской академии наук), учреждённой по повелению Петра I указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года. В 1724 году была основана Академия наук, которая в 1925 году была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 году - в Российскую Академию Наук. 7 июня 1999 года Указом президента Российской Федерации была возрождена традиция празднования 8 февраля Дня российской науки. В Указе говорится, что праздник российской науки был установлен «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии Наук».
В настоящее время в структуру Российской академии наук (РАН) входят девять отделений по областям и направлениям науки, и три региональных отделения, а также 15 региональных научных центров.
Всему миру известны имена российских учёных: М.В. Ломоносов, Д.К. Чернов, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, Н.Г. Гиршович, Э.К. Циолковский, П.Л. Капица, П.П. Аносов, Л.Д. Ландау, И.В. Курчатов, А.П. Александров, С.П. Королев, А.Ф. Иоффе и многие другие.
: Храните науку! Священные узы ее и искусства!
И в самые тяжелые, трудные годы и дни,
В лютый мороз, нестерпимый зной.
Несмотря на угрозы, боль заглушая,
Назло всем печалям и бедам, помните.
Вы – дети Земли! Вы – молодость мира ее!
Так пусть же символом сегодняшнего дня станет мудрая сова
2. Вступительное слово учителя Дёминой Т.А. об учёных-лингвистах, внёсших вклад в науку.
«Языкознание (лингвистика)- наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира.
Языкознание развивалось на Древнем Востоке: в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии
( 5-4 вв. до н. э.)
Лингвист (языковед)—ученый, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению).
В России в к.19 века сложились две большие лингвистические школы- Московская и Казанская. Их основателями были два великих русских лингвиста - Филипп Фёдорович Фортунатов и Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.
Представителя Московской лингвистической школы были: Шахматов А.А, Ушаков Д.Н., Покровский М.М., Пешковский А.М., Реформатский А.А. Аванесов Р.И. и другие.
Представители Казанской лингвистической школы:
Александров Александр Иванович, Архангельский Александр Семенович, Богородицкий Василий Алексеевич,Булич Сергей Константинович,Владимиров Петр Владимирович и другие.
3. Выступление учащихся 8а и 8в классов с исследовательскими работами, показ презентаций.
1. Вклад М.В.Ломоносова в науку- Петрова Ирина.
2. Сообщение о Д.Н.Ушакове- создателе толкового словаря- Мирошина Анна.
3. Ф.Ф.Фртунатов и И.А. Бодуэн-основатели лингвистической школы- Зайцева Ирина.
4. В.И.Даль-составитель толкового словаря- Давитян Виктория.
5. Сообщение о Л.В.Щерба-выдающемся русском учёном- Чумаченко Ольга.
6. Рассказ о ценных научных исследованиях А.А.Шахматова- Мирошина Анастасия.
7. Подведение итогов конференции.
8. Награждение.
Регламент работы лаборатории:
Доклады учащихся - до 5-7 минут.
Защита состоит из 2 частей:
1. выступление автора - до 7 мин.
2. обсуждение и вопросы учащихся
Подведение итогов урока:
1. Русский язык – это научная система.
2. Русские лингвисты внесли огромный
вклад в развитие как мирового, так и
отечественного языкознания.
3. Российские ученые - пример для молодого поколения.
4. Школьникам необходимо развивать аналитическое мышление и речь, осваивать приемы научно-исследовательской работы при изучении родного языка и основ науки о языке.
5.. К большому терпенью
Придет и уменье.
Они нам удачу несут,
И в жизни, поэтому вместе
шагают науки и труд.
Грамотами за интересную исследовательскую работу были отмечены:
1. Чумаченко Ольга, 8в
2. Мирошина Анастасия, 8в
3. Мирошина Анна. 8в
4. Пашковец Сергей, 8а
5. Зайцева Кристина, 8в