Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

Дополнительная образовательная программа «Новая волна»

Погребная Надежда ИвановнаАвтор: педагог дополнительного образования Н.И. Погребная

Пояснительная записка

Актуальность

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова и содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Новая волна».

Особенности программы

Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Настоящая программа социально-педагогического направления и является краткосрочной (реализуется за 1 учебный год).

Она предполагает овладение навыками оформления радиоэфира, взятия интервью, работы с современными информационными носителями, воспитание интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей и ИКТ- компетентности учащихся.

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 11-17 лет. Количество учащихся в учебной группе 15 человек

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной речи учащихся.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, создавая условия для формирования коммуникативной и социальной компетентностей.

Благодаря занятиям в объединении «Новая волна» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.

Задачи образовательного курса:

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Формы и режим занятий:

Традиционными видами занятий являются:

- беседа;

-интервью;

- чтение и обсуждение статей из газет;

- экскурсии;

- обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;

- выпуск радиолинеек.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Содержание деятельности

1. Знакомство со спецификой деятельности объединения. Беседа о журналистском мастерстве. Мониторинг учащихся.

2. Этапы зарождения журналистики. Чтение отрывков статей из газет 19 века. (А. Новиков, И. Крылов) .

3. Знакомство с нормативно-правовыми нормами функционирования газеты в детском учреждении.

4. Изучение раздела «Профессиональная этика журналиста», включающего в себя следующие темы:

· Профессиональная мораль журналиста (возникновение, сущность, основные функции).

· Нравственное сознание журналиста и его позиция. Профессиональная мораль как индивидуальное сознание. Человек, гражданин, профессионал.

· Журналист и источники информации: допустимые и недопустимые методы получения информации.

· Журналист и его герои: социальная оценка персонажа, общественный интерес и личная жизнь.

5. Источники и способы получения информации. Методика работы со справочным материалом, СМИ и др.

6. Подача материала. Эмоциональный настрой диктора – первый шаг к успеху

7.Жанры в журналистике: информационные, аналитические, сатирические, литературно-художественные. Подробная характеристика. Практическое определение жанра и вида статей на примере районных и региональных СМИ.

8. Курс культуры речи и практической стилистики. Теория и практика исправления стилистических ошибок:

· Функциональные стили русского языка.

· Лексическая стилистика.

· Как простые слова становятся «царственными».

Стилистика словообразования. Синтаксическая стилистика

9. Психология и журналистика:

· Основополагающие методы обращения с людьми.

· Шесть способов понравиться окружающим.

· Методы ведения переговоров.

· Использование вопросов, создание творческих альтернатив.

· Методы рассуждений и процесс ведения переговоров.

10. Современная технология рекламной деятельности:

· История возникновения и развития рекламы.

· Творческие концепции подходы, где искать рекламные идеи.

· Методы развития творческой активности.

· План рекламной кампании. Эффективная презентация.

· Практические занятия «Разработка презентации», «Планирование рекламной кампании».

11. Приемы риторического мастерства в журналистике. Фоника. Благозвучие речи. Знакомство с орфоэпией.

12. Оформление радиоэфира

13. Занятие-тренинг «Берем интервью». Основные приемы ведения беседы, вопросы-крючочки, методы создания благоприятной психологической атмосферы.

14. Деловая игра «Выпуск газеты». Практика функционирования редакции. Выбор редакторского штаба, штата корреспондентов и др. Сбор и распределение информации, выпуск радиоэфира «Школа нашими глазами»

15. Методика работы со справочной литературой и другими источниками информации. Практическое овладение навыками поиска и обработка информации.

16. Оформление словарика юного журналиста:

· Запись и расшифровка терминов.

· Художественное оформление текстов.

· Знакомство с основными правилами ведения личных записей.

«Функциональные поля», NB – пометки на полях и многие другие секреты оформления и ведения дневниковых, рабочих и личных записей.

Основные направления и содержание деятельности

Проведение открытых занятий, мероприятий.

Участи в подготовке к конкурсам, фестивалям районного и областного уровней.

Совершенствование программы. Внесение дополнений, изменений в программу.

Проведение социометрических исследований, диагностики интересов и психологического развития школьников.

Изготовление раздаточного, дидактического, наглядного материала.

Подготовка занятий, лекционных курсов, практикумов. Проведение внеклассных мероприятий .

Знания и умения учащихся

учащиеся должны:

· Уметь ориентироваться в жанрах журналистики.

· Знать права и обязанности журналиста, а также правовые основы функционирования СМИ.

· Иметь готовить выпуски радиолинеек.

· Знать основы культуры речи, ораторского искусства, ораторского мастерства, стилистики.

· Иметь представление об этапах создания газеты, телепередачи и законах их функционирования.

· Знать об особенностях рекламных технологий в журналистике.

Механизм оценки получаемых результатов

· Контроль знаний, умений, навыков учащихся: проведение контрольного тестирования, выпуск радиоэфира.

· Участие в конкурсах.

· Проведение тренинг-занятий, практикумов, семинаров.

· Проведение социометрических исследований, диагностики интересов и психологического развития школьников.

Тематическое планирование

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Часы

теория

практика

Дата

1

Занятие-введение: «Журналистика - профессия и стиль жизни»

2

2

2

История возникновения журналистики

2

2

3

Информативно-правовые нормы функционирования школьного радио

1

1

4

Профессиональная этика журналиста

1

1

5

Информация. Источники информации и способы ее фиксации, а также интерпретации.

2

1

1

6

Подача материала. Эмоциональный настрой диктора – первый шаг к успеху

2

1

1

7

Жанры в журналистике: статья, информационная заметка, очерк, интервью, репортаж.

8

3

5

8

Язык и культура речи журналиста

4

2

2

9

Практическая стилистика

6

2

4

10

Реклама в СМИ

2

1

1

11

Оформление радиоэфира.

8

2

6

12

Сюжетно-ролевая игра: «Репортаж с места событий»

2

1

1

13

Сюжетно-ролевая игра: « Берем интервью»

4

2

2

14

Деловая игра «Выпуск радиоэфира»

8

2

6

15

Выпуск тематической радиолинейки.

4

1

3

16

Выпуск «Школа нашими глазами»

6

2

4

17

Занятие-тренинг «Справочная литература – источник получения информации»

4

2

2

18

Оформление словарика юного корреспондента

4

1

3

всего:

70ч.

29ч.

41ч.

Литература

1. Орфографический словарь для учащихся средней школы. Ред. Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков М., 1986

2. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. Трудные случаи формообразования, ударения, произношения, употребления слов. Т.Ф. Иванова, М., Русский язык .Медиа, 2005.

3. Словарь иностранных слов. М., 2000

4. Словарь-справочник по русскому языку. М., 1995

5. Словарь юного филолога. М., 1999.

6. Современный толковый словарь русского языка. Под ред.

Н. Ю Шведовой. М., 1996

7. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А. И. Федорова. М., 1995

8. Энциклопедия книжного дела. М., 1998

Научно-критическая литература

1.Арутюнов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991

2. Кройчик Л.Е. Жанры периодической печати. М., 2006

3. Карнеги Д. Как завоевать друзей. М., 1999

4. Люстрова З. Н., Скворцова Л. И., Дерягин В. Я. Друзьям русского языка. М., 1982

5. Розенталь Д.Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. М. 1996 и др. издания

6. Фурин С. Юнкору. «Молодая гвардия», 1988