Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………3

2. Описание идеи………………………………………………..6

3. Концепция внеклассной работы…………………………....7

4. Основные положения программы…………………………..9

5. Ожидаемый результат………………………………………12

6. Используемая литература……………………………………12

7 Результаты работы……………………………………………13

1. Пояснительная записка

Россия, ты у нас одна,

И за тебя мы все в ответе.

На карте мы едины, мы – страна,

В сердцах и мыслях мы – России дети.

В.А. Сухомлинский.

Сегодня человечество вступило в информационную цивилизацию. Перед всеми государствами в области образования, в полном объеме встала задача формирования гражданского общества и воспитание личности как гражданина.

В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Как показывают результаты исследования, каждое новое поколение молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к своей Родине, к труду, отчуждено от общества, государства, политики.

Выход из этого положения в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Сегодня главное состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать у молодежи социально значимые качества, которые она сможет проявить в созидательном процессе, в совершенствовании всех видов деятельности, которые связаны с защитой и процветанием нашего Отечества.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества». Содержание понятия патриотизма включает в себя: * чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; * уважительное отношение к языку своего народа; * заботу об интересах Родины; * осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); * проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; * гордость за социальные и культурные достижения своей страны; * гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; * важительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

* ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

* гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения». Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами.

Основываясь на важность и актуальность данного направления в воспитании подрастающего поколения, возникает необходимость разработки программы внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления, которое ставит следующие задачи:

- воспитание гражданина России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся людей;

- воспитание чувства гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;

- формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному селу;

- воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма – важнейшего духовно-нравственной и социальной ценности.

Данная программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:

· Конвенции ООН о правах ребенка от 20. 11 1989г.

· Конституции РФ.

· Закона РФ «Об образовании» от 10.07 1992г. №3266.

· Об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 24.07.1998г. №124-ФЗ

· Извлечения из Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. от 29.12.2001г.№1756-р.

· Программы развития воспитания в системе образования России.

· О взаимодействии образовательного учреждения с семьей от 31 01.2001г. № 90/30 -16.

· Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 г.

· Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 г.

· Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (от 11.06.2005г. №422).

Внеурочная деятельность – это способ организации жизнедеятельности и воспитания учащихся, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

2. Описание идеи

Тема патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно « пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Цель воспитаниявоспитание патриота Отечества, любящего свою Родину, личности, способной строить свою жизнь, достойную Человека.

Жизнь, достойная Человека, - это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте и любви к своей Родине.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф.Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А.Пашкович, Т.А.Касимова , Н.К.Беспятова, Буторина Т.С. , Т.А.Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения.

Компоненты модели программы

(по Е.Н. Степанову)

Индивидуально-групповой компонент - представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в реализации данной программы. Это учитель истории и обществознания – Ермоленко Е.В, руководители организаций, директора музеев.

Ценностно-ориентационный компонент - воспитание без цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность. Задача этого компонента: создать условия для целенаправленного, системного развития человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности.

Функционально- деятельностный - этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов. Системообразующая деятельность : учебно – познавательная, проектная. Совместная деятельность учащихся составляет основу данного компонента. Ключевые дела воспитательной системы строятся по следующим направлениям: 1. гражданско-патриотическое; 2. интеллектуально-познавательное ; 3. общение и интервьюривание; 4. творчество, досуг; 5. активное участие;

Данная программа является долгосрочной. Она разработана сроком на 5 лет (2012-2017 гг.) Она предусматривает следующие степени на пути совершенствования личности воспитанников:

1 ступень - этап проектирования и становления программы (2012--2014г.)

2 ступень - этап стабильного функционирования программы (2014-2015 гг.).

3 ступень - этап функционирования и завершения функционирования системы (2016-2017 уч. год ).

3.Концепция внеклассной работы

Важной составной частью программы являются воспитательные комплексы (центры).

Воспитательные комплексы – это культурное пространство школы за рамками учебных занятий, в котором учащиеся могут удовлетворить свои индивидуальные интересы, потребности в творчестве, фантазии. Свою воспитательную роль они будут выполнять в том случае, если они удовлетворяют любознательность, развивают ребенка или дают импульс его развитию.
Воспитательные комплексы:

Школьные музеи, детские объединения, ученическое самоуправление, система дополнительного образования школы, библиотека, внеклассные мероприятия и т.д.
Личность ребенка — слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.

Целевая установка

Цель программы – формирование мировоззрения и воспитания подрастающего поколения в на основе краеведческого материала.

Чтобы реализовать эту цель, определены следующие задачи:

· Расширить знание учащихся о родного края, воспитания любви к нему.

· Создать необходимые условия для проявления индивидуальности каждого ученика.

· Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

· Содействовать формированию нравственной, гражданской и правовой позиции школьников.

· Формировать жизненные позиции, развивать способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А.Пашкович, Т.А.Касимова, Н.К.Беспятова , Буторина Т.С. , Т.А.Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.

Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые. Разработчики этой Концепции полагают, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Однако каждый педагог, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям, что я и попыталась сделать.

Что собой представляет эта личность?

Во-первых, человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, когда осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть, первая составляющая цели воспитания – это интеллект ребенка.

Вторая составляющая – нравственность, мораль, - это духовный стержень.

И, наконец, творчество. Человек – существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа.

Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. В итоге достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основы – истина, добро и красота. Для реализации этих составляющих я ориентируюсь на то, чтобы сформировать у моих воспитанников потребность в самодеятельности.

4. Основные положения программы.

Программу гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин своей страны», предусматривает огромный комплекс организационных и воспитательных мероприятий. Она осуществляется как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в школе имеет давние и славные традиции. К основным направлениям относятся научно-практические конференции, уроки мужества, встречи учащихся с ветеранами, тематические вечера, различного рода конкурсы, походы-экспедиции по местам боев и т.д.

Цель: формирование личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту Отечества, на основе боевых традиций наших Вооруженных Сил, славного военно-исторического прошлого России, многочисленных примеров мужества и героизма российских воинов, проявленных при защите Отечества.

Задачи - формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;
- доведение до молодежи боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами;
- сохранение памяти о великих полководцах, формирование у молодежи готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
- воспитание у молодежи готовности к защите Отечества и службе в армии;
- формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством;
- побуждение у учащихся желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям: Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм.

Программа строится на основе следующих педагогических принципов:

1. Добровольность. (Дети принимают участие во всех мероприятиях на добровольной основе).

2. Принцип полезности и деятельностный подход. (Во время участия в воспитательных мероприятиях учащиеся накапливают опыт коллективной, групповой и индивидуальной деятельности).

3. Сотворчество детей и взрослых. (Темы, поэтапный план каждого мероприятия прорабатывается совместно).

4.Доброжелательность, бесконфликтность, оказание взаимопомощи. (С целью создания доброжелательной среды учащиеся проводят подготовку к мероприятиям в группах).

5.Принцип разнообразия и многообразия видов деятельности. (Я, как учитель, апробирую и внедряю разнообразные виды деятельности).

Формы реализации программы
Программа представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива. В воспитательной работе будут использованы традиционные и нетрадиционные формы работы: 1.Участие в конкурсах.
2. Диспуты..
3. Научно-практические конференции,
4. Деловые игры,
5. Презентации собственного опыта,
6. Круглые столы,
7. Азбука права,
8. Исторические гостиные,
9. Экскурсии, походы, путешествия,
Формы работы:

Ê Месячник военно-патриотического воспитания.

Ê Встречи с ветеранами ВОВ, участниками войны в Чечне, со специалистами в области права.

Ê Конкурсы сочинений «Люблю тебя, мой край родной».

Ê Викторина по истории района, станицы.

Ê Изучение символики России и Ростовской области.

Ê Членство в ДШО, распределение поручений в классе и их выполнение.

Ê Изучение правил для учащихся школы.

Ê Уроки правовой грамотности и гражданской ответственности.

Ê Уроки России.

Ê Профориентация (приоритет – сельские профессии).

Ê Участие в акциях «Добру дорогу», «Внимание! Ветеран» и «Милосердие».

Ê Создание поэтических сборников класса; летопись класса.

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

п/п

Группа методов

Методы

Свойства методов

I.

Методы

формирования

сознания

личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции,

дискуссии,

метод примера

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II.

Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, обще-ственное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуа-ций, коллективное творческое дело, метод проектов

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы: - принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности, активности воспитанников;

- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип опоры на положительное в человеке;

- принцип включения в деятельность.

5.Ожидаемый результат

Итогом реализации программы должна быть:

- осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину.

- понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними честности, вежливости и порядочности. Готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, работе с младшими школьниками.

- активность учащихся в олимпиадах и конкурсах разного уровня, но в особенности с краеведческим характером);

- участие в научно-исследовательских конференциях

Учащиеся, которого я желаю увидеть в каждом из своих воспитанников, – это человек, способный жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, это настоящий, достойный гражданин России.

6. Используемая литература

1. Жиренко О.Е. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию, М. 2008.

2. Кумицуая Т.М. , Жиренко О.Е.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание, М. 2009

3. Панченко Н.А. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя

4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001.

5. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2000.

7. Результаты работы

Данная программа находится в процессе реализации. Однако, некоторые достижения по гражданско-правовой активной позиции учащихся, уже можно наблюдать по степени участия и получения мест как в общешкольных мероприятиях, так и районных.

( 2011-2012 учебный год)

1. Районный этап Областного конкурса «если бы депутатом выбрали меня» - 1 место (Капшук Алина)

2. Региональный конкурс исследовательских работ на знание государственной символики РФ «Овеянный славой флаг наш и герб»- 2 место (Приходько Александра);

3. Областной конкурс «Знатоки Конституции РФ и избирательного права» - участники.

4. Открытый международный историко–краеведческий конкурс «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству» - участники

(2012-2013 учебный год)

1. Региональный конкурс исследовательских работ на знание государственной символики РФ «Овеянный славой флаг наш и герб» - 1 место (Ходоренко Вероника, Ермоленко Максим)

2. Всероссийский конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество» -2 место (Капшук Алина), 3 место (Богданова Ангелина)

3. Общероссийский конкурс творческих работ «Орден Победы, Орден Славы»- 1 место (Демин Данил)

4. Открытый международный историко–краеведческий конкурс «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству» - участники.

5. Творческий конкурс «Коррупция глазами молодежи» по инициативе Отдела образования и Администрации Кагальницкого района-1 место (Семилетова Ирина)