Готовность ребенка к школе

Ребенок идет в школу…


"Я скоро пойду в школу", - обычно с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Внимательно следят за их ростом и развитием родители, мучаясь в сомнениях: "Пора или нет идти в школу?" Кто сможет ответить на этот вопрос? Психологи, педагоги, а может сами родители? Итак, чтобы ответить на ряд этих вопросов, нужно знать физиологические особенности своих детей. Бесспорно, чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолеет, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления.

Что же такое готовность к обучению, готовность к школе, из чего она складывается, чем определяется?
Надо подчеркнуть, что недостаточная готовность к обучению (особенно если она связана с состоянием здоровья ребенка) вовсе не является препятствием к обучению, - важно только знать и учитывать эти особенности при выборе учебного заведения. Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Еще хочу подчеркнуть необходимость развития способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказывать, проводить зрительное сопоставление, важен не объем знаний, а качество мышления.
Особое значение в психологической готовности к школе имеют способности или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки "вводными навыками". Важно помнить и о том, что раннее форсирование обучения курсивному письму и беглому чтению может затормозить формирование этих навыков.
Нужно помнить, что если все-таки на момент поступления в школу ваш ребенок не достиг уровня готовности, но зачислен в первый класс, он нуждается в организации так называемого щадящего режима в семье. Прежде всего, таким детям вторую половину дня желательно проводить не в школе, на "продленке", а дома, что позволяет снять дополнительную психологическую нагрузку. 

Уважаемые родители! Если Вы желаете подготовить ребенка к школе обратите внимание на следующие пункты:

Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

  1. Умение интонационно выделять звук в словах;
  2. Умение выделять заданный звук в потоке речи;
  3. Умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
  4. Владение навыками звукового (фонематического) разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
  5. Умение членить слова на слоги.
  6. Умение членить простые предложения из 3-4 слов.
  7. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
  8. Умение составлять рассказы о предметах ( по плану предложенному взрослым).
  9. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений.

Счет и отсчет предметов заданного количества.

  1. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.
  2. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного
  3. Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.Ребенок учится считать
  4. Знание цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
  5. Знание знаков: +,-,=, умение пользоваться арифметическими знаками действий.
  6. Умение соотносить цифру и число предметов.
  7. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
  8. Способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
  10. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
  11. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Кругозор ребенка:

1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

4. Иметь общие понятия о временах года, сезонных явлениях.

5. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

Критерий психологической готовности ребенка к школе.

1. Социально-психологическая готовность к школе:

- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важ­ность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний )

-Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

- Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребе­нок уверенно владеет карандашом, ножницами).

- Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — на­зад, слева — справа).

- Координация в системе глаз-рука (ребенок может правиль­но перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

- Развитие логического мышления (способность находить сход­ство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим суще­ственным признакам).

- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут).

- Развитие произвольной памяти (способность к опосредо­ванному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово-картинка либо слово-ситуация/).

Памятка родителям (от сына или дочери)


• Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше.
• Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного.
• Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим и я единственный такой на всей земле.
• Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания.
• Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит и тогда рушатся все мои надежды, я не верю в себя.
• Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая васЧитаем вместе несчастными. 

• Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки - преступления. Все люди могут ошибаться. Никто не совершенен.
• Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне хочется рассказать о себе и моих проблемах.
• Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: "Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!" Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.
• Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.
• Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и не похожую на вас.
• Представляйте требования, которые соответствуют моему возрасту.
• Не делайте мне замечаний в присутствии других людей.
• Заботьтесь обо мне.