Введение
Высшее благо достигается
на основе полного физического
и умственного здоровья.
Цицерон
В первом десятилетии ХХI века одной из центральных проблем общественного развития обозначена проблема сохранения здорового подрастающего поколения, подготовка детей, подростков и молодежи к полноценной самостоятельной жизни. Уклад жизни современного общества отличается большой динамичностью, напряженностью, резким возрастанием объема информации.
Формирование и развитие здоровьесберегающих компетенций у субъектов образовательного процесса, воспитание у выпускников основ здорового образа жизни, культура здоровья должны стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного учреждения, приоритетным направлением его деятельности.
Здоровье школьников является одним из ключевых направлений развития общего образования в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.
Здоровье – один из измерителей качества образования. В январе 2010 года в г. Ростове - на – Дону прошла научно-практическая конференция «Педагогические здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающая среда в условиях школы». В резолюции конференции отмечено:
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.
Приоритетной задачей образовательного учреждения является концентрация усилий педагогического коллектива на формирование здорового образа жизни школьника, обеспечение учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможности сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и, прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.
Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Их применение даёт возможность:
осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика; осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.
Информационные перегрузки, интенсификация образовательного процесса, психологический дискомфорт - важные причины утомления учащихся.
Но, кроме того, к утомлению учащихся на уроках часто приводят: Душное помещение, сухой воздух.
Авторитарное воздействие учителя.
Гиподинамия, привычно неправильное положение тела ученика за партой.
Низкая мотивация учащихся к обучению.
Высокая учебная нагрузка к концу дня ввиду неправильно составленного расписания уроков.
Недостаточная индивидуализация образовательного процесса.
Монотония, отсутствие переключений.
Астеническое состояние учащегося и другие факторы.
Все это - направления здоровьесберегающей коррекции образовательного процесса.
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым.
О том, что школа подрывает здоровье детей, говорили еще в прошлом веке, когда родители были относительно здоровы, когда люди дышали чистым воздухом, ели натуральную пищу, пили чистую воду, когда школьные программы не были так перегружены.
Сегодня в век технического прогресса школа продолжает наращивать объем и интенсивность информационных потоков, уходя от проблемы самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих нагрузок. Тревожат статистические данные Минздрава РФ:
- из каждой тысячи новорожденных - 800-900 уже имеют врожденные пороки
развития, а к концу школьного обучения эти показатели возрастают;
- лишь 5 % выпускников являются практически здоровыми;
- 80 % учащихся школ имеют хронические заболевания.
Критическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, получила название «Русский крест» (если наложить друг на друга графики смертности и рождаемости, то получается фигура креста).
Специалисты называют целый ряд причин, приведших русский народ к деградации, но самым главным «похитителем здоровья» оказалась школа. Непосильная многим учащимся нагрузка, неподвижность детей во время занятий, необходимость находиться по несколько часов в день в замкнутом помещении, построение образовательного процесса без учета уровня развития учащихся - вот только некоторые из причин, позволяющих судить о школе подобным образом.
Следовательно: здоровье - проблема педагогическая. В связи с этим, на мой взгляд, школа остро нуждается в технологиях, учитывающих особенности психического развития личности в разные возрастные периоды, технологиях, помогающих преодолеть негативное влияние школьного обучения на здоровье ребенка, то есть в здоровьесберегающих технологиях.
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.
Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости, как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
На уроках физики, химии, географии и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. На своих уроках я стараюсь максимально использовать игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.
Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В структуру урока все более активно внедряю «физкультминутки». Слежу за правильностью осанки учеников. Использую на уроках систему разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.
Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий по предмету для недопущения перегрузок. Обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.
Немаловажное значение имеет благоприятный эмоциональный настрой и атмосфера успеха на уроке.
Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,
Что? – отбор и структура содержания,
Как? – оптимальная организация учебного процесса,
С помощь чего? – методы, приемы и средства обучения,
Кто? – реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения, - а также принципам здоровьесбережения, которые сформировал Смирнов Н.К.:
“Не навреди!” - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;
Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
Субъект-субъективные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном;
Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;
Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей;
Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;
Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления;
Ответственность за свое здоровье – у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Общепринятой классификации образовательных технологий и, в частности, здоровьесберегающих в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по своему. Проводя анализ научно-методической литературы, обобщая собственный практический опыт и опыт педагогов-новаторов можно выделить виды педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию личностно-ориентированного, системно-деятельностного подходов и соответствуют принципам здоровьесбережения это:
развивающие технологии;
технологии, адаптивной системы обучения;
технологии, построенные на интегративной основе.
Развивающие технологии
Основными признаками развивающихся педагогических технологий являются:
обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования;
формирование гуманистической направленности личности, ее потребностно-мотивационной сферы;
овладение средствами и способами мышления, развитие воображения, внимания, памяти, воли.
Названные признаки показывают, что развивающиеся технологии культивируют творческое отношение к деятельности и способствуют здоровьесбережению.
Технологии адаптивного обучения
Основной признак данных педагогических технологий – мера адаптивности (приспособления) всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, способов, средств обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся, диагностики результатов обучения, что и способствует здоровьесбережению.
Центральное место в данных технологиях занимает ученик, его деятельность, качества его личности. Учение школьника рассматривается не только как результат, а прежде всего как процесс: результат появится со временем, если будут соблюдены условия процесса. Особое внимание уделяется формированию учебных умений.
Учитель, работающий по этой технологии, работает в двух режимах:
а) обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует и т.д.);
б) работает индивидуально с отдельными учащимися (управляет самостоятельной работой; осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу; работает по очереди с учениками).
Учащиеся организуют свою деятельность совместно с учителем, индивидуально с учителем, самостоятельно под руководством учителя.
Весь процесс обучения представлен тремя этапами:
учитель обучает всех учащихся;
учитель работает индивидуально на фоне самостоятельно занимающегося класса;
учащиеся работают самостоятельно.
Учение в таких технологиях становится активной самостоятельной деятельностью, предполагается осуществление сплошной контролируемости результатов всех видов работ. Предлагается многоканальная обратная связь: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – коллектив учащихся.
Технологии, построенные на интегративной основе.
Использование технологий, построенных на интегративной основе, ведет к повышению целостности педагогического процесса, уменьшению учебной нагрузки на учащихся и как следствие способствует здоровьесбережению.
Наиболее эффективным и целесообразным принципом таких технологий является принцип, учитывающий различную роль учебных дисциплин во всей интегрируемой системе.
Такие технологии ориентированы на личность, и ценность ученика. На мой взгляд они состоят в том, что в них запланированы и задача, и игра, и диалог, и другие методы, способствующие сохранению здоровья учащихся.
Снижение уровня мотивации обучения школьников не является исключением и к изучению химии.
Традиционная система уроков химии сложилась давно. Я попыталась дополнить её здоровбьесберегающими технологиями обучения направленными, прежде всего на активизацию мотивационной сферы учащихся.
Процесс обучения будет эффективным тогда, когда ученик полно, быстро и в оптимальной последовательности будет осуществлять определённые умственные и практические действия и их операции во взаимосвязи.
В наше время проблемы безопасности общества бессмысленно рассматривать отдельно от состояния окружающей природной среды. Активная хозяйственная деятельность человека по «преобразованию природы», разработка и внедрение новых технологий - все это привело к ухудшению качества среды обитания и, соответственно, качества жизни самого человека.
В связи с чем деятельность, направленная на здоровьесберегающую организацию образовательного процесса, является для меня как учителя насущной необходимостью. В процессе овладения здоровьесберегающими технологиями мною накоплен определенный «методический багаж», которым и хотелось бы поделиться с коллегами. Поэтому, говоря на уроках химии о правильном питании, я затрагиваю такую важную проблему, как экологическая безопасность.
Мои цели: дать детям элементарные экологические знания, которые помогли бы им выбрать экологически безопасные продукты; создать представление о понятиях «экологическая безопасность», расширить круг знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ; воспитать культурные основы для становления экологически значимых качеств личности.
В процессе обучения применяю разнообразные методы и приемы, способствующие активизации творческой деятельности детей: частично-поисковый, объяснительноиллюстративный, репродуктивный. Это и эвристическая беседа, и лекция врача о вредных привычках, тесты, сюжетно-ролевые игры, экологические задачи и др.
Формы проведения уроков самые разнообразные: урок-путешествие в королевство Здоровья, игры-соревнования, уроки театрализации и так далее.
На интегрированных уроках использую коллективную, фронтальную, групповую, индивидуальную формы организации деятельности учащихся.
На уроках мы обсуждаем такие вопросы:
Почему арбузы и дыни, купленные возле автомобильных трасс, опасны для здоровья?
Где можно и где нельзя собирать лекарственные травы, грибы?
Можно ли употреблять в пищу садовые ягоды сразу после опрыскивания их ядохимикатами?
Покупая в современном супермаркете продукты питания в красивых упаковках, мы редко отдаем себе отчет в том, что в них содержатся и компоненты, не имеющие никакой пищевой ценности. Экологи считают, что стремление предприятий и фирм придать пищевым продуктам высокотоварный вид может оказаться небезопасным для здоровья людей.
Привлекательный товарный вид продуктов питания достигается за счет широкого применения пищевых красителей. Например, апельсиновый минеральный напиток по внешнему виду мало, чем отличается от натурального апельсинового сока, а по составу, возможно, в них нет ничего общего. Таким образом, рассматривая темы по проблемам правильного питания («На вкус и цвет товарищей нет», «Отрицательное влияние людей на растения и животных»), знакомлю детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, создаю представление об экологически безопасных продуктах, знакомлю учащихся с понятиями «пищевые добавки», «пищевые красители».
Моя задача - помочь детям научиться выбирать такие продукты, которые не наносили бы вреда их здоровью, формировать знания о составе пищи и о том, как защитить себя от вредных веществ в продуктах питания.
Мной разработаны несколько предпрофильных курсов для учащихся 9-х классов. «Химия и экология», «Химия в быту», «Химия - союзник медицины».
Предпрофильный элективный курс « Чистая вода – залог здоровья» предназначен для учащихся 9-го класса. Особое внимание уделено влиянию химического состава питьевой воды на здоровье человека. Предлагаемый курс позволяет более целостно представить картину о веществе, являющемся основой жизни, о процессах растворения и значении воды для всего живого. Программа элективного курса является интеграционной, т.к. базируется на знаниях учащихся по химии, биологии, экологии и направлена на развитие познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья. Проблема чистой воды с каждым годом становится все актуальнее. Откуда появилась вода на Земле? В чем ее уникальные свойства? Как в домашних условиях очистить воду от вредных примесей? Вот вопросы, на которые позволяет ответить данный курс.
«Химия и экология». Программа составлена с учётом концепций профильного образования и предназначена для учащихся 9-х классов выбирающих в дальнейшем естественнонаучный курс, рассчитана на 16 часов, цель данного предпрофильного курса вызвать повышенный интерес к изучению предмета химии. Предусматривает знакомство учащихся с разнообразием бытовой химии; раскрывает положительные и отрицательные стороны влияния на организм человека на основе полученных знаний о веществах; доказывает необходимость химического образования для решения повседневных жизненно важных проблем.
«Химия - союзник медицины». Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказания первой медицинской помощи. Актуальность данного курса подкрепляется его практической значимостью – ориентирует на профессии, связанные с медициной, и способствует повышению интереса к познанию химии.
В качестве примера рассмотрим возможности использования на уроках химии технологии адаптивной системы обучения.
В программу 9-го класса введён раздел “Органическая химия”, который из-за обширности материала и малого количества времени изучается в обзорном виде. Чтобы проявить у учащихся интерес и желание учиться, при этом не “спугнув” ученика сложностью материала, я использую обобщающие таблицы, которые помогают даже слабому ученику в усвоении целого раздела органической химии, не вызывая при этом психологического страха и затруднений.
Представленная таблица “Органика в твоих руках” позволяет объяснить номенклатурные названия практически всех органических веществ в течение одного урока, что удобно при дальнейшем изучении химических свойств этих классов.
В начале урока прошу ребят открыть в тетради два чистых листа и обвести пальцы своих рук. Эта весёлая работа сразу вызывает оживление и любопытство: а зачем? Для чего?
Работая с таблицей, обращаю внимание учеников на тот факт, что “пальцы” рук пронумерованы по порядку атомов углерода:
С1,С 2, С3……С10 и возле каждого из них соответствующее - название приставки: мета-, эта -, пропа -, тетра- и т.д.
Следующий этап – работа с понятиями “Общая формула”, “Суффикс”, “Класс”, рассматриваем все данные о радикалах, о алканах, алкенах и алкинах, заносим в таблицу.
Учащиеся очень быстро и легко усваивают большой объём материала, сразу называют различные вещества по формулам, и наоборот, составляют формулы по названию веществ.
В дальнейшем при заучивании наизусть названий по “пальцам” возникает невольная ассоциация, позволяющая эффективно воспроизводить необходимые приставки и общие формулы.