Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Введение

Высшее благо достигается

на основе полного физического

и умственного здоровья.

Цицерон

В первом десятилетии ХХI века одной из центральных проблем общественного развития обозначена проблема сохранения здорового подрастающего поколения, под­готовка детей, подростков и молодежи к полноценной самостоятельной жизни. Уклад жизни современного общества отличается большой динамичностью, напряженностью, резким возрастанием объема информации.

Формирование и развитие здоровьесберегающих компетенций у субъектов об­разовательного процесса, воспитание у выпускников основ здорового образа жизни, культура здоровья должны стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного учре­ждения, приоритетным направлением его деятельности.

Здоровье школьников является одним из ключевых направлений развития общего образования в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Здоровье – один из измерителей качества образования. В январе 2010 года в г. Ростове - на – Дону прошла научно-практическая конференция «Педагогические здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающая среда в условиях школы». В резолюции конференции отмечено:

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.

Приоритетной задачей образовательного учреждения является концентрация усилий педагогического коллектива на формирование здорового образа жизни школьника, обеспечение учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможности сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и, прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Их применение даёт возможность:

осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;

достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика; осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;

организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.

Информационные перегрузки, интенсификация образовательного процесса, психологический дискомфорт - важные причины утом­ления учащихся.

Но, кроме того, к утомлению учащихся на уроках часто приводят: Душное помещение, сухой воздух.

Авторитарное воздействие учителя.

Гиподинамия, привычно неправильное положение тела ученика за партой.

Низкая мотивация учащихся к обучению.

Высокая учебная нагрузка к концу дня ввиду неправильно составленного расписания уроков.

Недостаточная индивидуализация образовательного процесса.

Монотония, отсутствие переключений.

Астеническое состояние учащегося и другие факторы.

Все это - направления здоровьесберегающей коррекции об­разовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

О том, что школа подрывает здоровье детей, говорили еще в прошлом веке, когда родители были относительно здоровы, когда люди дышали чистым воздухом, ели нату­ральную пищу, пили чистую воду, когда школьные программы не были так перегружены.

Сегодня в век технического прогресса школа продолжает наращивать объем и ин­тенсивность информационных потоков, уходя от проблемы самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих нагрузок. Тревожат статистические данные Мин­здрава РФ:

- из каждой тысячи новорожденных - 800-900 уже имеют врожденные пороки

развития, а к концу школьного обучения эти показатели возрастают;

- лишь 5 % выпускников являются практически здоровыми;

- 80 % учащихся школ имеют хронические заболевания.

Критическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, получила название «Русский крест» (если наложить друг на друга графики смертности и рождаемо­сти, то получается фигура креста).

Специалисты называют целый ряд причин, приведших русский народ к дегра­дации, но самым главным «похитителем здоровья» оказалась школа. Непосильная многим учащимся нагрузка, неподвижность детей во время занятий, необходимость нахо­диться по несколько часов в день в замкнутом помещении, построение образователь­ного процесса без учета уровня развития учащихся - вот только некоторые из причин, позволяющих судить о школе подобным образом.

Следовательно: здоровье - проблема педагогическая. В связи с этим, на мой взгляд, школа остро нуждается в технологиях, учитывающих особенности психического развития личности в разные возрастные периоды, технологиях, помогающих преодолеть негативное влияние школьного обучения на здоровье ребенка, то есть в здоровьесбере­гающих технологиях.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.

Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости, как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

На уроках физики, химии, географии и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. На своих уроках я стараюсь максимально использовать игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В структуру урока все более активно внедряю «физкультминутки». Слежу за правильностью осанки учеников. Использую на уроках систему разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.

Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий по предмету для недопущения перегрузок. Обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.

Немаловажное значение имеет благоприятный эмоциональный настрой и атмосфера успеха на уроке.

Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? – отбор и структура содержания,

Как? – оптимальная организация учебного процесса,

С помощь чего? – методы, приемы и средства обучения,

Кто? – реальный уровень квалификации учителя.

Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения, - а также принципам здоровьесбережения, которые сформировал Смирнов Н.К.:

“Не навреди!” - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;

Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;

Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;

Субъект-субъективные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном;

Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;

Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей;

Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;

Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления;

Ответственность за свое здоровье – у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Общепринятой классификации образовательных технологий и, в частности, здоровьесберегающих в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по своему. Проводя анализ научно-методической литературы, обобщая собственный практический опыт и опыт педагогов-новаторов можно выделить виды педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию личностно-ориентированного, системно-деятельностного подходов и соответствуют принципам здоровьесбережения это:

развивающие технологии;

технологии, адаптивной системы обучения;

технологии, построенные на интегративной основе.

Развивающие технологии

Основными признаками развивающихся педагогических технологий являются:

обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования;

формирование гуманистической направленности личности, ее потребностно-мотивационной сферы;

овладение средствами и способами мышления, развитие воображения, внимания, памяти, воли.

Названные признаки показывают, что развивающиеся технологии культивируют творческое отношение к деятельности и способствуют здоровьесбережению.

Технологии адаптивного обучения

Основной признак данных педагогических технологий – мера адаптивности (приспособления) всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, способов, средств обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся, диагностики результатов обучения, что и способствует здоровьесбережению.

Центральное место в данных технологиях занимает ученик, его деятельность, качества его личности. Учение школьника рассматривается не только как результат, а прежде всего как процесс: результат появится со временем, если будут соблюдены условия процесса. Особое внимание уделяется формированию учебных умений.

Учитель, работающий по этой технологии, работает в двух режимах:

а) обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует и т.д.);

б) работает индивидуально с отдельными учащимися (управляет самостоятельной работой; осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу; работает по очереди с учениками).

Учащиеся организуют свою деятельность совместно с учителем, индивидуально с учителем, самостоятельно под руководством учителя.

Весь процесс обучения представлен тремя этапами:

учитель обучает всех учащихся;

учитель работает индивидуально на фоне самостоятельно занимающегося класса;

учащиеся работают самостоятельно.

Учение в таких технологиях становится активной самостоятельной деятельностью, предполагается осуществление сплошной контролируемости результатов всех видов работ. Предлагается многоканальная обратная связь: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – коллектив учащихся.

Технологии, построенные на интегративной основе.

Использование технологий, построенных на интегративной основе, ведет к повышению целостности педагогического процесса, уменьшению учебной нагрузки на учащихся и как следствие способствует здоровьесбережению.

Наиболее эффективным и целесообразным принципом таких технологий является принцип, учитывающий различную роль учебных дисциплин во всей интегрируемой системе.

Такие технологии ориентированы на личность, и ценность ученика. На мой взгляд они состоят в том, что в них запланированы и задача, и игра, и диалог, и другие методы, способствующие сохранению здоровья учащихся.

Снижение уровня мотивации обучения школьников не является исключением и к изучению химии.

Традиционная система уроков химии сложилась давно. Я попыталась дополнить её здоровбьесберегающими технологиями обучения направленными, прежде всего на активизацию мотивационной сферы учащихся.

Процесс обучения будет эффективным тогда, когда ученик полно, быстро и в оптимальной последовательности будет осуществлять определённые умственные и практические действия и их операции во взаимосвязи.

В наше время проблемы безопасности общества бессмысленно рассматривать отдельно от состояния окружающей природной среды. Активная хозяйственная дея­тельность человека по «преобразованию природы», разработка и внедрение новых технологий - все это привело к ухудшению качества среды обитания и, соответст­венно, качества жизни самого человека.

В связи с чем деятельность, направленная на здоровьесберегающую ор­ганизацию образовательного процесса, является для меня как учителя насущной необходимостью. В процессе овладения здоровьесберегающими технологиями мною накоплен определенный «методический багаж», которым и хоте­лось бы поделиться с коллегами. Поэтому, говоря на уроках химии о правильном питании, я затрагиваю такую важную проблему, как экологиче­ская безопасность.

Мои цели: дать детям элементарные экологические знания, которые помогли бы им выбрать экологически безопасные продукты; создать представление о понятиях «экологическая безопасность», расширить круг знаний о защите ор­ганизма от поступления загрязняющих веществ; воспитать культурные основы для ста­новления экологически значимых качеств личности.

В процессе обучения применяю разнообразные методы и приемы, способствую­щие активизации творческой деятельности детей: частично-поисковый, объяснительно­иллюстративный, репродуктивный. Это и эвристическая беседа, и лекция врача о вредных привычках, тесты, сюжетно-ролевые игры, экологи­ческие задачи и др.

Формы проведения уроков самые разнообразные: урок-путешествие в королевство Здоровья, игры-соревнования, уроки театрализа­ции и так далее.

На интегрированных уроках использую коллективную, фронтальную, групповую, индивидуальную формы организации деятельности учащихся.

На уроках мы обсуждаем такие вопросы:

Почему арбузы и дыни, купленные возле автомобильных трасс, опасны для здоровья?

Где можно и где нельзя собирать лекарственные травы, грибы?

Можно ли употреблять в пищу садовые ягоды сразу после опрыскивания их ядохимикатами?

Покупая в современном супермаркете продукты питания в красивых упаковках, мы редко отдаем себе отчет в том, что в них содержатся и компоненты, не имеющие ника­кой пищевой ценности. Экологи считают, что стремление предприятий и фирм придать пищевым продуктам высокотоварный вид может оказаться небезопасным для здоро­вья людей.

Привлекательный товарный вид продуктов питания достигается за счет широко­го применения пищевых красителей. Например, апельсиновый минеральный напиток по внешнему виду мало, чем отличается от натурального апельсинового сока, а по соста­ву, возможно, в них нет ничего общего. Таким образом, рассматривая темы по проблемам правильного питания («На вкус и цвет товарищей нет», «Отрица­тельное влияние людей на растения и животных»), знакомлю детей с разнообразием вку­совых свойств различных продуктов, создаю представление об экологически безопас­ных продуктах, знакомлю учащихся с понятиями «пищевые добавки», «пищевые краси­тели».

Моя задача - помочь детям научиться выбирать такие продукты, которые не на­носили бы вреда их здоровью, формировать знания о составе пищи и о том, как защи­тить себя от вредных веществ в продуктах питания.

Мной разработаны несколько предпрофильных курсов для учащихся 9-х классов. «Химия и экология», «Химия в быту», «Химия - союзник медицины».

Предпрофильный элективный курс « Чистая вода – залог здоровья» предназначен для учащихся 9-го класса. Особое внимание уделено влиянию химического состава питьевой воды на здоровье человека. Предлагаемый курс позволяет более целостно представить картину о веществе, являющемся основой жизни, о процессах растворения и значении воды для всего живого. Программа элективного курса является интеграционной, т.к. базируется на знаниях учащихся по химии, биологии, экологии и направлена на развитие познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья. Проблема чистой воды с каждым годом становится все актуальнее. Откуда появилась вода на Земле? В чем ее уникальные свойства? Как в домашних условиях очистить воду от вредных примесей? Вот вопросы, на которые позволяет ответить данный курс.

«Химия и экология». Программа составлена с учётом концепций профильного образования и предназначена для учащихся 9-х классов выбирающих в дальнейшем естественнонаучный курс, рассчитана на 16 часов, цель данного предпрофильного курса вызвать повышенный интерес к изучению предмета химии. Предусматривает знакомство учащихся с разнообразием бытовой химии; раскрывает положительные и отрицательные стороны влияния на организм человека на основе полученных знаний о веществах; доказывает необходимость химического образования для решения повседневных жизненно важных проблем.

«Химия - союзник медицины». Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказания первой медицинской помощи. Актуальность данного курса подкрепляется его практической значимостью – ориентирует на профессии, связанные с медициной, и способствует повышению интереса к познанию химии.

В качестве примера рассмотрим возможности использования на уроках химии технологии адаптивной системы обучения.

В программу 9-го класса введён раздел “Органическая химия”, который из-за обширности материала и малого количества времени изучается в обзорном виде. Чтобы проявить у учащихся интерес и желание учиться, при этом не “спугнув” ученика сложностью материала, я использую обобщающие таблицы, которые помогают даже слабому ученику в усвоении целого раздела органической химии, не вызывая при этом психологического страха и затруднений.

Представленная таблица “Органика в твоих руках” позволяет объяснить номенклатурные названия практически всех органических веществ в течение одного урока, что удобно при дальнейшем изучении химических свойств этих классов.

В начале урока прошу ребят открыть в тетради два чистых листа и обвести пальцы своих рук. Эта весёлая работа сразу вызывает оживление и любопытство: а зачем? Для чего?

Работая с таблицей, обращаю внимание учеников на тот факт, что “пальцы” рук пронумерованы по порядку атомов углерода:

С1,С 2, С3……С10 и возле каждого из них соответствующее - название приставки: мета-, эта -, пропа -, тетра- и т.д.

Следующий этап – работа с понятиями “Общая формула”, “Суффикс”, “Класс”, рассматриваем все данные о радикалах, о алканах, алкенах и алкинах, заносим в таблицу.

Учащиеся очень быстро и легко усваивают большой объём материала, сразу называют различные вещества по формулам, и наоборот, составляют формулы по названию веществ.

В дальнейшем при заучивании наизусть названий по “пальцам” возникает невольная ассоциация, позволяющая эффективно воспроизводить необходимые приставки и общие формулы.

Скачать>>>