Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

Экскурсия в кабинет химии 4 класс

Экскурсия в кабинет химии

(урок для учащихся 4 классов)

Урок проводят ученики 5-го класса. Перед началом экскурсии кабинет химии оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно готовится экспериментальная часть и отрабатывается с учащимися техника проведения опытов, подбирается музыкальное сопровождение.

Учитель

Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Экскурсию проведут ученики 5 - го класса, которые расскажут вам о науке химия.

Выходит ученик в костюме первобытного человека, внимательно слушает ведущих, рассматривает кабинет.

Первый ведущий

Первобытные люди боялись даже огня. Они видели, как молния попадала в дерево и оно загоралось. Сейчас вы увидите опыт "Самовозгорания костра ".

При виде вспыхнувшего костра ученик в костюме первобытного человека вскрикивает, отбегает от него, потом подходит и греет руки. Когда огонь гаснет, ученик уносит поддон с потухшим костром в лаборантскую. Во время опыта звучит негромкая таинственная музыка.

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре…

Огонь явился источником тепла и света, защитником от диких зверей. Существует мнение, что употребление в пищу именно жареного и вареного мяса дало толчок развитию мозга и увеличению его массы. Еще с давних времен люди научились добывать огонь от искры. Впоследствии над проблемой добывания огня бились многие поколения людей. Спички, аналогичные тем, которыми мы пользуемся сегодня, были изобретены лишь в 1827 г. Мы же с вами сейчас увидим, что с помощью химии можно зажечь огонь и без спичек.

Опыт 1. Зажигание без спичек («волшебная палочка») (см. приложение).

Волшебство нас окружает,
Удивляет, поражает.
Палочкой волшебной тронь –
Зажигается огонь!
Обойдусь без спичек я
В получении огня!

Раз! Два! Три! Огонь гори!

Опыт 2. «Несгораемый платок».

Первый ведущий

Первобытные люди постепенно привыкли к огню, научились разводить его и готовить на нем пищу. Потом с помощью огня люди стали выплавлять медь и железо.

Ученик в костюме первобытного человека демонстрирует медные и железные пластинки.

Второй ведущий

В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики.

Выходит ученик в костюме Алхимика.

Первый ведущий

Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото.

Алхимик

Я покажу вам опыт " Превращение воды в золото ".

После опыта алхимик уходит.

Второй ведущий

Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.

Демонстрирует репродукцию картины " Сожжение на костре Джордано Бруно ".

Третий ведущий Но науку запретить нельзя, поэтому ученые отбросили от слова " алхимия " приставку ал-, и получилось новое название - химия. Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория; на заводе, в аптеке и в больнице обязательно работают химики, лаборанты и исследователи. Теперь давайте познакомимся с некоторыми веществами и химическими превращениями.

Второй ведущий

Я покажу вам опыт " Превращение воды в малиновый сироп".

В кувшине из темного стекла находится обыкновенная вода, нальем ее в четыре стакана.

Затем воду из стаканов, кроме последнего, перельем обратно в кувшин. Последний стакан оставим в качестве контрольного.

Нальем опять воду из кувшина в стаканы. Посмотрите: раствор стал ярко-малиновый, как сироп!

Выльем "сироп" в кувшин, разбавим "водичкой" из последнего стакана. Последний раз выливаем воду из кувшина в стаканы. Посмотрите, "сироп" опять превратился в воду.

Кажется, что это чудо! Нет, просто в одном стакане был фенолфталеин, в другом - щелочь. При их смешении образуется раствор малинового цвета. Запомните: фенолфталеин в щелочных растворах всегда малиновый. Для того чтобы окраска исчезла, я добавил немного кислоты из четвертого стакана. Кислота нейтрализовала щелочь, и раствор обесцветился.

У химиков есть одно очень важное правило: в химическом кабинете нельзя ничего пробовать на вкус. Алхимики это правило не соблюдали, и многие из них отравлялись ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ "по вкусу": кислые - кислоты, соленые - соли.

Алхимик

Теперь попрошу выйти ко мне одного учащегося. Я сделаю ему моментальную цветную фотографию. Вот лист бумаги, держи его крепче, а я брызну на него волшебной жидкостью из пульверизатора. Посмотри, какой симпатичный портрет получился! Некоторые превращения, которыми алхимики дурачили доверчивых господ, мы с вами можем воспроизвести.

Опыт 4. Получение медного ножа.

Третий ведущий:

Всем вам хорошо известна поговорка: «Нет дыма без огня». Так ли это?

Часто говорят, друзья,
Что нет дыма без огня.
Поражу сейчас вас я:
Вот он дым, но нет огня!

Опыт 5. «Дым без огня».

Второй ведущий: Продолжаем нашу работу. Кто хочет быть пациентом? Можем отрезать руку или ногу. Кто не боится? Нужен больной для лечения. (Приглашает ученика).

Операция без боли,

правда, будет много крови.

При любой операции нужна стерилиза­ция.

Ассистент, подайте йод.

Третий ведущий Вот, прошу, господин доктор. (Подает йод).

Второй ведущий. Сейчас смажем йодом, чтоб все было стерильно. Пациент, спокойно! Ассистент, нож!

Делает ножом «разрез», течет «кровь».

Сейчас промокнем кровь бинтом. (Про­мокает «рану»). Смотрите все! От раны не осталось ни следа!

Первый ведущий. Все знают эту сказку, а сейчас вы уви­дите пылающее перо жар-птицы. (Поджигает в чаш­ках для выпаривания спирт, содержащий растворен­ные в нем соли натрия, калия, меди, стронция и др. Потом закрывает чашки плотным листом картона). Ну-ка, , отвечайте, почему погас огонь? Без чего он умирает? Ему нужен...

( Учащиеся (хором). Кислород!)

Второй ведущий

Теперь небольшие фокусы. Ведущие и алхимик выполняют занимательные опыты.

1опыт " Дым без огня "

2опыт " Золотой нож "

3опыт " Примерзание стакана "

4опыт " Минеральный хамелеон "

5опыт " Химические водоросли "

6опыт " Буран в стакане "

Алхимик

Все увиденные явления можно объяснить, изучая такую удивительную науку как химия.

Первый ведущий

Многие из вас любят сказки и фантастику. Сейчас вы увидите, как рождается из кокона Чужой или просто Змей Горыныч.

Звучит музыка, демонстрируется опыт "Фараоновые змеи".

Второй ведущий

В заключение нашей встречи я покажу опыт, который называется "Вулкан". Вы, конечно, знаете, какое это грандиозное зрелище - извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал город Помпеи.

Показывает репродукцию картины К. Брюллова " Гибель Помпеи". Звучит музыка, демонстрируется опыт " Вулкан ".

Викторина.

Проводит ученик в костюме первобытного человека.

1. Какое вы знаете самое распространенное вещество на Земле?

Ученики отвечают.

Третий ведущий рассказывает стихотворение о воде:

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности - только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А все это - только вода.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Как пухом зимой одевает

Снег белый родные поля.

Но время придет, все растает,

И будет простая вода.

Формула этого удивительного вещества -

Формулу записывают на доске.

2. Какие металлы вы знаете?

Ученики отвечают. На столах у учащихся находится коллекция " Металлы".

Второй ведущий

Я вам расскажу немножко о золоте, которое является самым пластичным металлом. Кусочек золота величиной со спичечную головку можно вытянуть в проволоку длиной 3 км или расплющить в прозрачный голубовато-зеленого цвета лист площадью 50м. В 19-м столетии русские мастера научились делать тонкую золотую фольгу толщиной 0,1мкм. Пластинками золота, изготовленными по современной технологии, в 70-х гг.20-го столетия заново покрыли 72-метровый шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Если все израсходованное при этом золото сплавить, то получится шарик диаметром всего 6см!

3. Назовите жидкий при комнатной температуре металл и скажите, где он применяется.

Ученики отвечают.

Алхимик.

Перемена, перемена!

Заливается звонок.

Наконец-то он закончен,

Надоедливый урок!

Дернув серу за косичку,

Мимо магний пробежал.

Йод из класса испарился,

Будто вовсе не бывал.

Фтор поджег случайно воду,

Хлор чужую книжку съел.

Углерод вдруг с водородом

Невидимкой стать успел.

Калий, бром в углу дерутся:

Не поделят электрон.

Кислород-шалун на боре

Мимо проскакал верхом.

Правила техники безопасности.

Первый ведущий

Вот и закончился наш урок "Экскурсия в кабинет химии". Понравился ли он вам? Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию.

Описание занимательных опытов.

Опыт 1. Зажигание без спичек («волшебная палочка»).

Для опыта необходимо приготовить кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты в фарфоровой чашечке. Волшебную палочку готовят заранее. Для этого возьмите указку, на конец которой наденьте стеклянную трубочку длиной 1–2 см. Стеклянную трубочку погрузите в свежеприготовленную окислительную смесь. Коснувшись палочкой фитиля, зажгите спиртовку. В смеси образуется сильный окислитель – Mn2O7, который окисляет спирт. В ходе данной реакции выделяется большое количество тепла, из-за чего и происходит воспламенение спирта.

Опыт 2. «Несгораемый платок».

Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его (так, чтобы он был достаточно влажным) и хорошо пропитайте спиртом. Захватив платок за один из его концов тигельными щипцами и держа их в вытянутой руке, поднесите к ткани длинную горящую лучину (опыт должны проводить два человека). Спирт сразу вспыхнет – создается впечатление, что платок горит. Но горение прекращается, а платок остается невредимым, т.к. температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем температура воспламенения спирта.

Опыт 3. «Волшебный стакан».

В один стакан налейте раствор щелочи, в другой – раствор кислоты. Произнеся «заклинание», перемешайте раствор щелочи стеклянной палочкой, смоченной спиртовым раствором фенолфталеина, – раствор станет малиновым. Прилейте к полученному раствору раствор кислоты (не забудьте «заклинание»!) – произойдет реакция нейтрализации, и малиновая окраска исчезнет.

Опыт 4. Получение медного ножа.

В химический стакан налейте 200 мл концентрированного (лучше насыщенного) раствора медного купороса и подкислите его 1 мл серной кислоты. Хорошо почистите нож наждачной бумагой (после чего не дотрагивайтесь до поверхности металла руками). Опустите нож на несколько секунд в раствор медного купороса, затем выньте его, быстро сполосните водой и сейчас же насухо протрите мягкой тканью. Нож покрывается ровным блестящим слоем меди.

1. " Самовозгорание костра".

В фарфоровую чашку поместить немного кристаллического перманганата калия. Аккуратно смочить кристаллы 2мл концентрированной серной кислотой. Фарфоровую чашку поставить на металлический поднос и замаскировать ее, уложив сверху и вокруг древесные стружки, внимательно следя, чтобы стружки не попали внутрь фарфоровой чашки. Незаметно для зрителей смочить кусочек ваты спиртом и быстро выжить несколько капель спирта над фарфоровой чашкой. Руку сразу убрать. Костер ярко вспыхнет и быстро сгорает.

2." Превращение воды в золото".

В одном стакане находится свежеприготовленный раствор йодида калия, в другом - раствор ацетата свинца. Оба раствора выливают в стакан большей вместимости. Происходит выпадение осадка йодида свинца ярко-желтого цвета.

3. " Превращение воды в малиновый сироп ".

Для проведения опыта используют четыре стакана и кувшин из темного стекла. В первом стакане находится фенолфталеин, во втором - сода, карбонат натрия, в четвертом - гидросульфат натрия, в кувшине - вода. Третий стакан ничего не содержит.

4. " Цветная фотография ".

На листе ватмана заранее делается рисунок - портрет мальчика - спиртовым раствором фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната натрия, при смачивании которым листа бумаги появляется малиновый рисунок.

5." Дым без огня "

В один чисто вымытый цилиндр наливают несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой - раствор аммиака. Оба цилиндра закрывают крышками и ставят друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показывают, что цилиндры пусты. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой переворачивают вверх дном и ставят на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убирают : образуется белый дым.

6. " Золотой нож ".

К 200 мл насыщенного раствора медного купороса добавляют 1 мл серной кислоты. Берут нож, почищенный наждачной бумагой. Опускают нож на несколько минут в раствор медного купороса, вынимают, ополаскивают его и сейчас же насухо протирают полотенцем. Нож становится "золотым".

7." Примерзание стакана ".

В стакан с водой всыпают аммиачную селитру и ставят ее на влажную фанерку, которая примерзает к стакану.

8. " Кровь без раны ".

Для проведения опыта используют 100 мл 3%-го раствора хлорида железа и 100 мл 3%-го раствора родонита калия. Для демонстрации опыта используют детский меч. Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают ладонь раствором хлорида железа, а раствором родонита калия смачивают меч. Далее мечом проводят по ладони: на бумагу обильно течет "кровь".

9. " Минеральный хамелеон ".

В пробирку наливают 3 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл 10%-го раствора гидроксида калия. К полученной смеси при взбалтывании добавляют 10-15 капель раствора сульфита натрия до появления темно-зеленого цвета. При перемешивании цвет раствора становится синим, затем фиолетовым и, наконец, малиновым.

10. " Химические водоросли ".

В стакан наливают разбавленный равным объемом воды раствор силикатного клея. На дно стакана бросают кристаллы хлоридов кальция, марганца(II) , кобальта (II) , никеля (II) и других металлов. Через некоторое время в стакане начинают расти кристаллы соответствующих трудно растворимых силикатов, напоминающие водоросли.

11. " Буран в стакане ".

В химический стакан емкостью 500 мл насыпают бензойной кислоты и кладут веточку сосны. Закрывают стакан фарфоровой чашкой с холодной водой и нагревают над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар, и стакан заполняется белым "снегом" , который покрывает веточку.

12. " Фараоновы змеи ".

На стеклянную пластинку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре конуса делают отверстие и помещают туда смесь из 2г пищевой соды и 13г сахарной пудры. Поджигают спирт. Сахар превращается в карамель, а сода разлагается с выделением оксида углерода (IV). Из песка выползает толстая темно-серая "змея". Чем дольше горит спирт, тем длиннее "змея".

13. " Вулкан на столе ".

На подставку насыпают дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием (в центре холмик смачивают спиртом). Зажигают "вулкан" горящей лучиной.

Скачать>>>

.