Мастер-класс учителя музыки

Мастер – класс (19.02.2009г.) на РМО учителей искусства

По словам Н.Е.Щурковой, в основе современного урока лежат три постулата:

* «Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности детей и учителя»;

* «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры»;

* «Человек в качестве субъекта осмысления этой истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».

Реализация содержания школьного урока связывается с активностью каждого из субъектов образовательного взаимодействия, учитывающего особенности и потребности целостного человека.

В числе приоритетных средств реализации содержания школьного образования признаются такие, которые позволяют непосредственно вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствуют пониманию множественности проявлений мира. Такие средства основываются на взаимодействии учителя и учащихся.

Содержание музыкального воспитания в современном уроке музыки является освоение способов взаимодействия с музыкальным искусством, а через него с другими людьми и с собой. Процесс взаимодействия с музыкальным искусством строится как проникновение в факты, явления, на основе понимания, осмысления, осознания, что и становится результатом познания действительности. В процессе проникновения ребенок обнаруживает свои собственные смыслы, соприкасается со смыслами другого человека. Путь проникновения в музыкальное содержание сопряжен с собственными усилиями человека, его активностью, что и дает развитие имеющихся задатков, способностей, появление новых свойств и качеств в ребенке.

Обеспечить достижение цели музыкального воспитания, ориентированной на формирование музыкальной культуры ребенка возможно через непосредственное вовлечение его самого в этот процесс, т.е. в музыкальную деятельность.

Как создать условия для осуществления музыкальной деятельности учащихся на уроке музыки?

Считаю, что, прежде всего этому способствуют используемые мною в учебном процессе педагогические технологии: личностно – ориентированного и развивающего обучения.

Личностно – ориентированное обучение

Развивающее обучение

Цель – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыты, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно – значимые образцы

Цель – обучение, вызывающее включение внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей. Это обучение способам самостоятельного постижения знаний по различным учебным предметам. Развитие у обучающегося теоретического мышления, как наиболее высокого уровня сознания

Особенности:

ü использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

ü создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

ü стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, дать неправильный ответ;

ü использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

ü оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно – неправильно»), но и по процессу его достижения;

ü поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

ü создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика

Особенности:

ü учитель ищет учебный материал, задания которого позволяют ввести школьника в историю происхождения и сущность того или иного явления или события;

ü школьники с помощью учителя, опробуя различные способы деятельности, пытаются найти пути решения учебной задачи;

ü нужный способ решения учебной задачи школьник должен находить в дискуссии со сверстниками и с самим учителем.

Обе технологии требуют от ребенка самостоятельной деятельности в области подбора материала, отстаивания своей позиции и, что особенно важно, дать своим действиям адекватную самооценку.

Сегодня я предлагаю вам урок, на котором названные технологии в действии, и который раскроет возможности использования мульти – медийной установки на уроках музыки.

Скачать>>>