Мастер – класс (19.02.2009г.) на РМО учителей искусства
По словам Н.Е.Щурковой, в основе современного урока лежат три постулата:
«Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности детей и учителя»;
«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры»;
«Человек в качестве субъекта осмысления этой истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».
Реализация содержания школьного урока связывается с активностью каждого из субъектов образовательного взаимодействия, учитывающего особенности и потребности целостного человека.
В числе приоритетных средств реализации содержания школьного образования признаются такие, которые позволяют непосредственно вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствуют пониманию множественности проявлений мира. Такие средства основываются на взаимодействии учителя и учащихся.
Содержание музыкального воспитания в современном уроке музыки является освоение способов взаимодействия с музыкальным искусством, а через него с другими людьми и с собой. Процесс взаимодействия с музыкальным искусством строится как проникновение в факты, явления, на основе понимания, осмысления, осознания, что и становится результатом познания действительности. В процессе проникновения ребенок обнаруживает свои собственные смыслы, соприкасается со смыслами другого человека. Путь проникновения в музыкальное содержание сопряжен с собственными усилиями человека, его активностью, что и дает развитие имеющихся задатков, способностей, появление новых свойств и качеств в ребенке.
Обеспечить достижение цели музыкального воспитания, ориентированной на формирование музыкальной культуры ребенка возможно через непосредственное вовлечение его самого в этот процесс, т.е. в музыкальную деятельность.
Как создать условия для осуществления музыкальной деятельности учащихся на уроке музыки?
Считаю, что, прежде всего этому способствуют используемые мною в учебном процессе педагогические технологии: личностно – ориентированного и развивающего обучения.
Личностно – ориентированное обучение |
Развивающее обучение |
Цель – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыты, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно – значимые образцы |
Цель – обучение, вызывающее включение внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей. Это обучение способам самостоятельного постижения знаний по различным учебным предметам. Развитие у обучающегося теоретического мышления, как наиболее высокого уровня сознания |
Особенности: ü использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; ü создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; ü стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, дать неправильный ответ; ü использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; ü оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно – неправильно»), но и по процессу его достижения; ü поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; ü создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика |
Особенности: ü учитель ищет учебный материал, задания которого позволяют ввести школьника в историю происхождения и сущность того или иного явления или события; ü школьники с помощью учителя, опробуя различные способы деятельности, пытаются найти пути решения учебной задачи; ü нужный способ решения учебной задачи школьник должен находить в дискуссии со сверстниками и с самим учителем. |
Обе технологии требуют от ребенка самостоятельной деятельности в области подбора материала, отстаивания своей позиции и, что особенно важно, дать своим действиям адекватную самооценку.
Сегодня я предлагаю вам урок, на котором названные технологии в действии, и который раскроет возможности использования мульти – медийной установки на уроках музыки.