Современные подходы в преподавании технологии в рамках ФГОС.

       У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно - деятельностной основе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно- практической деятельности.

« Технология» - основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая нравственно - трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения.

В рамках « Технологии» происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников.

В соответствии с ФГОС базовой образовательной технологией является формирование универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и технологии.

Возможности предмета « Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны благодаря практической проработке большей части материала, а значит, и более усваиваются учениками.

К сожалению, материально- техническая база для полноценного преподавания технологии во многих школах, и в нашей в частности, не позволяет обеспечить все потребности учащихся, приходится постоянно корректировать работу.

Задачей учителя технологии на современном этапе обучения становится индивидуализация обучения, понимание того, что работать придётся не со всеми, а с каждым. Теперь учитель мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении, ищет способы включения в работу каждого, учитывает личные особенности ученика, а затем направляет не на заучивание, а на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности. Учитель и ученик должны стать союзниками. В этой связи вспоминаются слова великого Л. Толстого: «Учитель всегда стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания» и « Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики».

Важен и кардинальный пересмотр системы оценивания. Накапливаются не оценки, а работы - продукты. Сегодня ФГОС рекомендует несколько видов оценивания: самооценку, направленную на рефлексию, формирующую оценку для того, чтобы проанализировать, чего ребёнок не достиг и как преодолеть этот операционный пробел. Актуальной становится и накопительная оценка.

Занятия технологией – площадка для успеха и созидания, ведь они призваны пробудить мысль, взволновать душу ребёнка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех. Создавая собственными руками вещь, ребёнок делается добрее, гуманнее, бережливее, адаптируется в современном социуме. Качества, которые должны быть у ребёнка на выходе из школы для его успешности в современной жизни, позволяет реализовать « Технология»:

- умение ставить цель и добиваться её;

-умение адаптироваться в ситуации;

- умение ориентироваться в мире;

- самостоятельно добывать и применять знания;

- уметь заботиться о других, быть нравственным человеком;

- сохранить здоровье.

В школе всё начинается с урока, и «учитель - это не тот, кто наполняет некий сосуд, а тот, кто разжигает факел». Устаревшая система « вбей в ученика больше знаний» слабо отвечает современным требованиям. Ныне должны использовать систему «научи, как учиться». Поэтому меняется и типология современного урока технологии:

- урок открытия нового;

- урок общеметодологической направленности;

- урок развивающего контроля;

-урок рефлексии.

Заявленное в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»: « Школа должна ребёнка «научить учиться», « научить жить», « научить жить вместе», « научить работать и зарабатывать» возможно, если мы будем создавать ситуации на уроке, когда ученик учится управлять универсальными операциями: решать проблемы разной сложности (личностные, регулятивные, познавательные УУД); позитивно общаться (коммуникативные УУД); управлять потоками информации (регулятивные УУД); управлять проектами, исследованиями, экспериментами (регулятивные УУД); изобретать (познавательные УУД). И здесь освоение учителем инновационных образовательных технологий будет необходимым условием развития его профессиональных компетенций.