« Организация просветительской работы среди родителей обучающихся образовательных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни».

(Материалы подготовлены Кнурёвой Т.А.-2016г)

В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья школьников. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья школьников и формирование здорового образа жизни. Семья, школа и общественность – главные социальные институты, отвечающие за воспитание и обучение детей и подростков. Они играют ведущую роль в становлении и развитии личности школьника, формировании здорового образа жизни, сохранении и укреплении его здоровья. Формирование положительной мотивации школьников к здоровому образу жизни и воспитание ответственного отношения к здоровью, прежде всего, зависит от правильного взаимодействия школы и семьи, от целенаправленной организованной совместной работы родителей, учителей и медицинских работников. При активном взаимодействии семьи и школы на основе взаимного доверия и сотрудничества значительно усиливается воспитательный и развивающий эффект. Состояние здоровья детского населения в целом по России характеризуется как национальная катастрофа. По данным Министерства здравоохранения РФ и Госкомэпиднадзора, лишь 10-14% детей практически здоровы, около 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Среди заканчивающих школу здоровые составляют 10 %. За период обучения в школе в 2 раза возрастает число нервно- психических расстройств. Кроме того, к числу приоритетных факторов, разрушающих здоровье детей, помимо школьных, учёные относят пассивность семьи в вопросах сохранения здоровья её членов, нерациональное питание, стрессовые ситуации в окружении детей ( алкоголизацию, курение, наркоманию), недостаточную активность медицинских служб.

Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для профилактической работы. Просветительская работа с родителями решает основные задачи: расширить знания родителей о негативных факторах риска здоровью детей, о причинах возникновения зависимостей от психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье, развить мотивацию родителей на сохранение и укрепление здоровья детей. Во многих школах организуют банк данных по семьям учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, культурно_ образовательный и социальный уровень, отношение к здоровому образу жизни, физкультурному образованию), что помогает глубже узнать атмосферу в семье школьника. В копилке общеобразовательных учреждений имеется немало интересных направлений, подходов, мероприятий работы с родителями. Традиционными становятся семинары, тренинги, деловые игры по проблеме « Знаете ли Вы состояние здоровья ребёнка», совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы. Проводятся родительские конференции « Здоровый я, здорова вся моя семья». Организуются родительские клубы « Школа здоровья». Проведение цикла лекций для родителей « Здоровье не купишь» становится уже традиционным в системе работы с родительской общественностью. В течение учебного года ведётся консультативная работа, цель которой- разработка рекомендаций для учителей, родителей по укреплению здоровья детей.

Планируются тренинги для родителей: проблемы здоровья детей: роль семьи в воспитании здорового ребёнка; проблемные ситуации в семье; права ребёнка; стили воспитания и последствия для ребёнка; влияние родительских установок на развитие детей; воспитание самостоятельной личности; формирование жизненно - важных навыков. О родительских собраниях хотелось бы поговорить подробнее. По мнению многих педагогов, родительские собрания являются чуть ли не единственным источником информации для педагогических коллективов об образовательных запросах родителей, степени их удовлетворённости условиями пребывания детей в школе, качеством предоставляемых образовательных услуг; семейных ценностях, традициях и нравственных нормах. Дискуссии, обмены мнениями, опросы, диагностика в рамках собраний дают возможность выявить наиболее востребованные для обсуждения проблемы, связанные с конкретными затруднениями родителей в практике семейного воспитания. Просветительская функция родительских собраний состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией (её значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Очень популярны такие темы для обсуждения, как: распорядок дня ребёнка; особенности психофизического развития детей разных возрастных групп; профилактика простудных заболеваний; профилактика стрессов; роль физкультуры в формировании здорового образа жизни; компьютер и здоровье. К родительским собраниям, как правило, выпускаются специальные бюллетени, листовки, буклеты, которыми родители могут пользоваться и дома. В каждой школе, несомненно, есть специальные информационные стенды для родителей, где особое место занимает информация по формированию здорового образа жизни как детей, так и родителей. В воспитательных системах классными руководителями обязательно планируется индивидуальное консультирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни. В настоящее время при проведении профилактических мероприятий часто нельзя обойтись без применения аудиовизуальных методик. Наиболее эффективными являются видеофильмы, тематические презентации. Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся тоже находит отражение в воспитательной системе любого общеобразовательного учреждения.

Как уже отмечалось, семья, родители, микросоциальное окружение – это важный участок профилактического процесса. Конфликтные ситуации, непонимание между детьми и родителями могут явиться причиной возникновения зависимостей у детей- употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ. Работа с семьёй должна быть направлена на формирование её ресурсов, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения. Для решения проблем по предупреждению потребления детьми и членами их семей психоактивных веществ необходимо в первую очередь повысить психологическую, педагогическую, валеологическую компетентность широких слоёв населения, семьи; активизировать государственный механизм, ориентированный на выгоду создания здоровой семьи. Проблемой во многих школах становится одно направление в работе с родителями, это совместная внеклассная работа педагогов, родителей и обучающихся. Бесспорно, привлечение родителей – специалистов для участия в работе с детьми в детских коллективах может оказать только положительное влияние, но найти таких людей нелегко.

Создание в образовательном учреждении программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и её эффективное функционирование предполагает полноценное осознание всеми участниками образовательного процесса важности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих его людей.