« Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода

    В современном мире существует множество соблазнов, от которых ребёнка можно уберечь лишь совместными усилиями педагогов, родителей и самих детей. Важно помнить, что ребёнок – это человек, не достигший самостоятельности и ответственности, и потому мы за него отвечаем.

В одной психологической книге о подростках, очень серьёзной и подробной, основанной на многих исследованиях, показано, что дети нечётных возрастов -5,7,9,11,13,15 лет, склонны уходить в себя, закрываться. И очень важно, кто в этот момент окажется рядом, за кем войдёт подросток во взрослую жизнь, в какой компании он окажется. Сами подростки так объясняют причины, подтолкнувшие их к противоправным действиям:

- демонстративный протест против старших;

- желание показать свою незаурядность;

-любопытство, желание испытать неизведанное;

- стремление забыться, отключиться от неприятностей;

-поиск новых развлечений;

- не отстать от компании.

Только совместная работа педагогов и родителей сможет не допустить противоправных действий со стороны подростка, не дать ему оступиться в трудный переходный период из детства в мир взрослой жизни со всеми его соблазнами.

« Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям человеческое счастье»,- писал В.А. Сухомлинский. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Семья оказывает на ребёнка огромное воспитательное воздействие. Именно в семье закладываются основы морально- нравственных качеств ребёнка, формируются оценочные суждения, закладывается характер. Поэтому при искоренении у учащихся « плохих» качеств и воспитания у них « хороших» необходимо вести работу не только с самим школьником, но и с его семьёй. Вот основные формы работы с родителями:

-посещение семьи школьника;

- приглашение родителей в школу;

- классные родительские собрания;

-беседы и лекции для родителей;

- консультации;

- вечера вопросов и ответов;

-конференции по обмену опытом воспитания;

- знакомство родителей с педагогической литературой;

- работа с активом родителей.

Педагог, работающий с « трудными» детьми должен помнить, что чаще всего появление этих детей обусловлено лишением их внимания, любви, ласки и заботы со стороны взрослых ( родителей, учителей, воспитателей) и сверстников.

Представим, что будет с нами, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза – в увещевательном и 50- в обвинительном тоне ? Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. А ребёнку нужно время от времени распоряжаться собой полностью – нужна своя доля свободы.

В целях профилактики правонарушений необходимо регулярно проводить беседы с подростками, знакомить их с правовой информацией, организовывать встречи с сотрудниками правоохранительных органов. В работе классного руководителя должны найти место следующие профилактические виды деятельности: проведение тренингов для несовершеннолетних, вовлечение детей в кружковую работу, дополнительные занятия с ребёнком по ликвидации пробелов в знаниях, перевод ребёнка в другой класс( согласно уровня усвоения программы), привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании проблемного ребёнка в неблагополучной семье; индивидуальная профориентационная работа педагога, психолога с проблемной семьёй и ребёнком. Одним из направлений профилактической работы, проводимой в школе, является вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам, в школьные и внешкольные мероприятия. Естественно, школьная программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних призвана помочь всем участникам воспитательного процесса скоординировать свои действия и действенно помочь ребёнку в трудной жизненной ситуации.