Урок истории в 7 классе "Отечественная война 1812 года"

Тема: Отечественная война 1812 года

Цели: создать условия для того, чтобы ребенок смог:

1. Называть даты сражений Отечественной войны 1812года; узнавать и называть выдающихся полководцев и организаторов партизанского движения; показывать на карте места боевых действий; оперировать понятиями при описании Бородинского сражения; рассказывать о героических поступках партизан.

2. Описывать исторические события с опорой на карту; выбирать их исторических источников основные факты событий и сносить их в таблицу.

3. задуматься и высказать суждение о роли партизанского движения в Отечественной войне; о том, почему война получила название Отечественная.

Оборудование: карточки с цифрами, индивидуальные контурные карты и атласы по истории XIX века, схемы Бородино, иллюстративный ряд, выписки из исторических документов, карточки с историческим значением сражений , схема «Синквейн», интерактивная доска, карточки с новыми понятиями.

Тип урока: урок изучения нового материала по технологии командного обучения «Пила»

Ход урока.

1. Вводная беседа. Актуализация темы. Обращение учителя к портретам на доске Александра I и Наполеона.

- Чем известны эти императоры в истории? В каких взаимоотношениях они были? К чему в жизни может привезти конфликт двух людей? Во что он может вылиться, если эти люди – императоры стран? Одним из примеров разрешения конфликта стала война между Россией и Францией. И сегодня на уроке вы познакомитесь с событиями , сражениями этой войны, узнаете об известных людях, рассмотрите на карте места боевых событий, схемы некоторых из них. Для этого я предлагаю вам выбрать любую карточку с цифрой и занять стол, соответствующий вашей цифре (дети из каждой команды переходят к столам с соответствующими цифрами).

2. Изучение Нового материала. Для каждого стола имеется свое задание, которое дети должны выполнить в течение 7-10 минут, затем они возвращаются к своей команде и каждый из них излагает остальными суть его вопроса так, чтобы в дальнейшем каждый из участников команды смог ответить на все вопросы, изученные в отдельности каждым учеником.

1 стол: работа с текстом ученика о положении армий на начало военных действий, заполнение схемы в приложении №1.

дети читают абзац 1 в параграфе, выделяют основные факты и переносят их в таблицу.

2. стол: работа с атласом, контурной картой и хронологической таблицей «Основный сражения Отечественной войны 1812 года» Приложение №2

дети наносят на контурную карту сражения войны с опорой на атлас и готовую таблицу.

3 стол: работа со схемой Бородинского сражения и понятийным аппаратом.

Дети рассматривают схему сражения ,выделяют на ней новые понятия: «Шевардинский рекрут», «Багратионовы флеши», «Батарея Раевского», «Рейд Платова» Приложение № 5

4 стол: иллюстративный материал к «Совет в филях», «Пожар в Москве»

дети рассматривают иллюстративный материал, читают исторический материал и составляют свой рассказ о данных событиях. Приложение №3 ,4

5 стол: работа с портретами партизан и документами об их подвигах.

Дети читают документы и соотносят с портретами.

3.Закрепление . Участники каждого стола возвращаются в свои команды и в диалоге обсуждают события войны 1812 года. Учитель проводит «Блиц опрос», ответы выносятся на мутьтемедийную доску на готовую заранее презентацию:

- Как складывались силы сторон на начало войны?

- Назовите основные сражения войны?

- Что такое «флеши»?

- Кто принял решение в Филях? Почему было таким? Почему Наполеон пошел на Москву?

-Что способствовало победе русских войск в войне? Почему война в историю вошла как «Отечественная»?

4. Релаксация: Составление каждым ребенком своего «Синквейна» по теме урока.

Приложение №1

1. ВОЮЮЩИЕ СТРАНЫ


2.ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ АРМИЙ


3.ОРУДИЕ


4. РАСПОЛОЖЕНИЕ АРМИЙ


Приложение №2

хронологическую таблицу «Основные события Отечественной войны 1812г».

Дата Событие

12 (24) июня 1812 г. Вторжение «великой» армии Наполеона в Россию.

3 августа 1812 г. Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском.

4-6 августа 1812 г. Поражение русских войск в битве за Смоленск. Предложение Наполеона Александру I о мире.

8 августа 1812 г. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим.

26 августа1812 г. Бородинское сражение.

12 октября 1812 г. Сражение под Малоярославцем. Начало изгнания французов из России.

25 декабря 1812 г. Манифест Александра I о победе России в войне с Наполеоном.

Приложение №4

Летом 1812 года огромная наполеоновская армия, перешла границы России и начала наступление на Москву.

В то время деревня Фили состояла из нескольких крестьянских дворов и располагалась недалеко от Поклонной горы – сейчас это один из центральных районов современной Москвы. Здесь 1 сентября 1812 года главнокомандующий русской армии, князь Михаил Иванович Кутузов, созвал Военный совет, решивший оставить французской армии Наполеона Москву и предопределивший исход Отечественной войны 1812 года.

Учитывая тяжелые потери русской армии, Кутузов на военном совете в Филях принял решение сдать французам Москву без боя. Это решение Кутузов объяснял так: «Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем и Москву, и Россию». Кутузов предложил командующему войсками наполеоновской армии заключить временное перемирие, предупредив, что если французы хотят занять Москву невредимой, то должны прекратить наступление и дать возможность русской армии без помех покинуть город, иначе русские будут защищать каждый дом и сражаться до последнего. 2 сентября 1812 года русские войска без боя оставили Москву, с ними ушла и половина московского населения. Заняв позиции за городом, Кутузов предпринял меры для пополнения армии и заготовки всего необходимого для продолжения войны. Французское командование согласилось отпустить русскую армию без боя, рассчитывая, что так Москва будет занята быстрее и без потерь. Наполеон тщетно ждал депутацию с ключами от Кремля.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

А.С.Пушкин, «Евгений Онегин».

Скачать>>>

..